Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, вот и приблизилось время духовных подвигов, наградой за которые будет великая пасхальная радость! Сегодня мы с вами стоим на пороге Святой Четыредесятницы.
Великому посту предшествуют так называемые подготовительные Недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. На воскресных богослужениях в этот период времени, мы слышим особые песнопения и каноны, настраивающие наши души на путь покаяния.
Воскресные евангельские чтения этого периода повествуют нам на примере молитвы мытаря и фарисея о гордости и смирении, обращая наше внимание на то, что без смирения духовные подвиги тщетны (Лк. 18: 10-14); притчей о блудном сыне (Лк. 15: 11-32) напоминают о том, что путь к Богу начинается с твердого решения покаяться и изменить свою жизнь, и, наконец, нам четко указывается, что Господь будет судить каждого человека по делам и поступкам его. Как мы исполним в своей жизни заповедь о любви, как возлюбим ближнего, так возлюбим и самого Бога (Мф. 25: 31-46).
Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом. За богослужением Святая Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая (Быт. 3), а в Евангелии за Божественной литургией мы слышали, каким должен быть наш пост. Наше внимание обращается на необходимость простить ближним все, чем они перед нами согрешили, а также самим попросить у всех прощения, чтобы душа наша стала легка и чиста, перед предстоящим духовным подвигом.
Мы читаем в книге Бытия о том, что Господь сотворил мир и человека, и дал ему власть обладать всем Своим творением, ощущать полноту бытия и быть рядом со своим Творцом, ощущать Его близость (Быт. 3: 8). Человек же, нарушив заповедь Божию не вкушать плодов дерева познания добра и зла (Быт. 2: 17), сам разорвал связь с Источником жизни и поработился греху и смерти. Тогда Господь, изгнал Адама из рая, как познавшего добро и зло, чтобы «не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3: 22). Вечная жизнь без Бога – адское мучение, из любви к человеку Бог изгоняет его из рая и преграждает путь к дереву жизни.
Изгнание из рая наших прародителей, не что иное, как начало жизненного пути каждого человека. Испытания, которые посылаются нам во время земной жизни, лишь временные. Они готовят нас ко встрече с Искупителем. И с чем мы придем на эту встречу, зависит напрямую от нас. Во время своей земной жизни мы неизбежно ощущаем на себе последствия грехопадения наших прародителей: лишение близкого общения с Богом, подвластность смерти, ослабление телесной природы человека и нарушение гармоничного общения между людьми и тяжелый труд на протяжении всей жизни, чтобы добывать хлеб (Быт. 3: 16-17).
На подготовительных неделях в храмах несколько раз поется 136 псалом «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…», в котором говорится, как еврейский народ страдает, скорбит и плачет, находясь в Вавилонском пленении. Равно как Адам, будучи изгнан Богом из рая скорбел и плакал о случившемся, как блудный сын вспоминал дом отца своего, живя в чужой стране, так и избранный Богом народ скорбел по Иерусалиму, как по своему Небесному Отечеству, в котором они имели возможность благодатного общения с Богом. Богоизбранный народ был искушен дьяволом, как и Ева, и плен Вавилонский означает плен греховный, который начался еще в Иерусалиме в период разделения царств на Иудейское и Израильское.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали призыв не сбиться с пути, не уподобиться блудному сыну и не уйти «на сторону далече», Христос говорит нам: …не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 16-18).
Время Великого поста, пожалуй, самое благоприятное, чтобы привести в порядок свои чувства и мысли. Для большинства людей стремление к достижению земных радостей, удовольствий и благ является целью и смыслом жизни. Но неизбежен тот момент, когда это все теряет свою силу, обаяние, красоту и человек понимает, что не хватает его душе наполнения, ощущает нехватку чего-то главного, без чего жизнь теряет смысл. Человека, который всю свою земную жизнь стяжал земные блага и расточал их на удовольствия, а о душе не думал, Христос называет безумным. Ведь когда придет самый важный день перехода в вечность, то такой человек придет туда абсолютно нищим, ведь он не заботился об этом. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», - говорит Господь (Мф. 6: 21). Все земное, так нами любимое превратится в прах. Все, что мы сделаем для ближних своих от сердца, мы сделаем для Господа и возьмем это с собой на Страшный Суд. Если человек поставит в центр своей жизни Бога и близких ему людей – он на правильном пути. Тогда все окружающее его приобретет иной смысл и ценность.
Великий пост это время борьбы человека со своими страстями, греховными привычками, время духовного роста и совершенствования. Не верно понимание поста как некой диета, когда мы перестаем есть скоромную пищу и питаемся скромнее, хотя это несомненно дает положительный эффект и пользу, но при всем этом сердце наше озлобляется, если нет духовной составляющей.
Христианский пост, прежде всего, это изменение образа жизни и работа над своей душой. За время Великого поста необходимо приложить усилия, чтобы примириться с ближними, соседями, родственниками, смирить свою гордыню, самолюбие. Это очень трудно, но необходимо, для того, чтобы стать на путь покаяния и исправления. Радость, которую дает пост, можно сравнить с радостью выздоравливающего больного. И, без сомнения, просто необходимо приступать к Таинствам. Душа исцеляется посредством приобщения Святых Тайн и молитвы.
В благодатное время Великого поста душа человека очищается и обновляется, тем самым подготавливаясь к встрече Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.
Сегодня вечером в храмах будет совершаться Чин прощения, который возник в монашеских обителях в первые века христианства. Тогда монахи, на время Великого поста, уходили из обители подвизаться в пустыню, для того чтобы остаться наедине с Богом, а на случай, если Господь призовет их и они не вернутся в обитель к Пасхе, просили друг у друга прощение.
Дорогие братья и сестры! Давайте будем помнить, что главное наше сокровище на Небесах. Давайте будем стремиться всем сердцем к Богу, стремиться обрести ту полноту богообщения, которая была утрачена Адамом. Нам очень важно примириться друг с другом, простить все обиды, как говорит нам сегодняшнее евангельское чтение: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших» (Мф. 6: 15). Почему же это необходимое условие? Потому, что во время Великого поста мы умираем для греха, сраспинаемся Христу, а находясь в обиде невозможно молиться о мире, тишине и спокойствии. Если не простим от сердца ближнему своему, не сможем молиться.
Истинное христианство не выразить словами, оно выражается в поступках. Да поможет нам всем Господь, на пути покаяния и исправления укрепит наши душевные и телесные силы. Чтобы не уподобились мы Адаму, «изгнанному из рая за ослушание, из обители наслаждения изверженному, речами жены обманутому, и нагому сидящему напротив места того – «увы мне», - сетуя (стихира Великой вечерни, на Господи воззвах, Триоди, гл.6). Потому постараемся провести время поста, слушаясь евангельских преданий, чтобы чрез них став угодными Христу, получить нам снова райское жилище. Аминь.
Клирик Благовещенского кафедрального собора
диакон Алексий Неделин