Слово в Неделю о слепом | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже

Слово в Неделю о слепом


Протоиерей Алексий Ивашкевич
Слово в Неделю о слепом

Неделя о слепом — шестое воскресение по Пасхе. На литургии читается Евангельский отрывок от Иоанна о чуде исцеления Исусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением (грязью) от Своего плюновения, а затем отправил того умыться в купели Силоама. После того, как слепой от рождения умылся, он, ко всеобщему удивлению, стал зрячим.

Исцеленный от слепоты, которая была у человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: «зачем», «кто», «почему», «как», «и действительно ли ты был раньше слепой?»; даже его родителей подвергли допросу. И когда получили убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? «Не от Бога Этот Человек» (Ин. 9: 16), - сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший возразил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9: 33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 38).

После того, как исцеленный слепой исповедал Христа Богом и поклонился Ему, Спаситель произнес такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9: 39). Эти слова Господа имеют прямое отношение к нам, тем, кто почитает себя учителем если не вселенского, то местного масштаба, когда без должных знаний пытаемся поучать окружающих. «Мы все имеем знание», – говорит св. ап. Павел, – «но знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8: 1). Чтобы наше знание не превратило нас в слепых фарисеев, нужно по мере приобретения знаний подвизаться в вере и любви, т.е. жертвовать собой, своим временем, своей пользой ради ближнего, кем бы и в каком положении он бы ни был.

На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.

Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый (Кондак, гл. 4-й).

Протоиерей Алексий Ивашкевич


Возврат к списку