Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день наша Святая Православная Церковь, все верные чада ее прославляют великого своего угодника преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В этот день, 19 июля 1903 г., состоялось открытие святых его мощей. Большой поток богомольцев шел к месту его подвигов, сотни тысяч верных христиан российских, православных направлялись в Саров поклониться святым мощам великого угодника Божия. Многие шли пешком, больных вели, везли на телегах, потому, что там открывался источник чудо-творений.
Преподобный Серафим прославился своей святостью. Он хранил веру православную, апостольскую, всегда повторял: «То, что заповедал Сам Господь, апостолы Его и Вселенские Соборы, свято для нас». И все мы должны это хранить и исповедовать. Преподобный Серафим всей силой души своей возлюбил Господа Сил и с юных лет поработал Ему. Его любовь была безграничная. Он совершил в жизни своей такие подвиги, которые были для него пределом. Он обладал великим духом, большой силой физической и все свои силы, разум, волю посвятил Господу Богу. В Саровской обители прп. Серафим прошел все послушания, старался быть молчаливым, в церкви никогда не садился, не разговаривал, слушал пение церковное, чтение и подкреплял внимание свое непрестанной Иисусовой молитвой. И нас он учит: где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, трудишься, руками работаешь, а ум свой храни. Он взял на себя подвиг хранить и возделывать рай, чтобы внутренний духовный человек никуда не отвлекался.
Мы знаем, что первое грехопадение совершилось Адамом в раю, потому что он не хранил ум свой и был прельщен сатаною. И как пал Адам, так падают и сыны человеческие, обольщаемые прелестью лукавых духов. И если у кого обнаруживается страсть к богатству, к гордыне, к нечистоте, тех легко уловляет диавол. В этой земной жизни идет испытание каждого человека, и дал ее Господь нам для того, чтобы проверить наше отношение к Богу, к Творцу вселенной, к людям, как мы относимся к вещам, к твари, которую Господь сотворил, и к самим себе. Преподобный Серафим всей своей жизнью явил перед лицом Господа Бога веру свою глубокую, любовь и надежду. Когда его посвятили в иеродиаконы, он почти шесть лет непрестанно совершал Божественную литургию. Он весь горел глубоким вниманием и благоговением к Богу и к Божественной службе. Однажды он сподобился великого видения: Господь Сам явился ему во время входа во святой алтарь, и он озарен был Божественным Духом. Затем преподобный Серафим был посвящен в иеромонахи. А потом он пожелал уйти на большой подвиг — в лес, где построили ему маленький домик, и жил там в уединении. Он любил и ценил церковную службу, которую святые отцы составили и веками эта служба освящена. И там, в этом месте своего уединения, он все исполнял, кроме Божественной литургии. Вставал он рано, около часа ночи, и начинал свое правило утренними молитвами, полунощницей; затем сам совершал утреню всю, без опущения, первый час и делал некоторый перерыв. Днем он вычитывал третий час, шестой, девятый, изобразительные. Вечером он прочитывал вечерню с малым повечерием и уже перед сном исполнял монашеское правило, куда входило чтение трех канонов, акафист Спасителю, помянник, пятисотница, одна кафизма, глава из Евангелия и две главы Посланий и молитвы на сон грядущим. Преподобный Серафим любил читать Священное Писание. Он говорил: нужно, чтобы ум наш как бы плавал в Священном Писании, то есть во всякое время, на всяком месте определенно и ясно знать волю Божию, чтобы наша воля сливалась с Божественной волею. Не как я хочу, грешный, страстный и беспокойный, мятежный человек, а как хочет Бог, потому что Бог Свят и Премудр. И если наша воля самоохотно сливается с волею Божественною, то мы приходим к святости.
Цель нашей жизни, говорит преподобный Серафим, это стяжать благодать Духа Святаго. Мы взываем в молитве: «Отче наш» — нужно глубоко вдуматься в то, что мы произносим. Значит, мы Бога, Непостижимого, Премудрого, Все-святаго, Творца неба и земли, именуем теперь Отцом своим. А если мы не храним заповеди Божий, если мы блудники, чародеи, гордецы, мы этим уничижаем самих себя и уничижаем Бога. Разве Бог согласится быть нашим Отцом, если мы не благочестивы, не чисты, не святы. Желает поэтому Господь, чтобы мы самовольно, самоохотно, самовластно избрали святыню и пришли ко Господу Богу. Преподобный Серафим показал, как нужно любить святыню, как хранить чистоту душевную и телесную, как непрестанно пребывать с Богом. И Господь преподобному Серафиму за его великие труды, великие подвиги, любовь дал великую благодать. Лицо преподобного светилось порой, как солнце. Благодать Духа Святаго осеняла его ум, и он видел и сознавал все, что совершается вокруг.
В 1810 г. преподобный Серафим из пустыни пришел в монастырь и опять ушел в затвор. Пять лет находился он в глубоком затворе, никого не принимая. Даже архиерей Тамбовский Иона приезжал к нему, но не мог попасть, хотя стучали к нему в келью.
Преподобный Серафим говорил, что в начале, в период очищения, нужно стараться быть наедине, пребывать в молчании и оберегать своего внутреннего человека. Наедине мы можем рассмотреть самих себя. Кто такой человек? Что в нем есть? Из чего он состоит? Глядя на человека, мы видим образ его. Мы говорим: он такого-то роста, такого-то возраста, имеет такие-то черты лица. Но это еще не самое главное. А самое главное внутри сокрыто, в духовном человеке, который познает, который принимает, отвергает, размышляет. Мы знаем, что некоторые, особенно ученые люди, могут лицемерно говорить, с напускной вежливостью, а внутри у них кипит злоба, они готовы тебя, как говорится, проглотить. Внутренний человек открывается, когда мы много общаемся с каким-либо человеком, когда он искренне выражает свое мнение, мы познаем его понятия, отношение к нравственности, его мировоззрение, узнаем, что он любит и что отвергает. Или он признает Божественное начало, или он увлекается учениями человеческими и мыслит так, как мыслили и смотрели на вещи, на Бога, на людей вожди человеческие.
Так вот нам в нашей жизни, говорит преподобный Серафим, нужно искать, прежде всего, волю Божию. Да будет воля Божия во всех наших делах. Чтобы просвещать свой разум, он читал Новый Завет в течение недели. В понедельник прочитывал евангелиста Матфея; во вторник — Марка; в среду — Луку; в четверток прочитывал Иоанна Богослова, а в остальные дни недели прочитывал Деяния апостольские и Послания, чтобы ум хорошо знал волю Божию, чтобы ум был боголюбивый, освящал душу, а душа руководила всем внешним телесным человеком. Ведь наши действия - результат побуждения нашей воли, нашего ума. Руки, ноги, весь наш внешний человек как бы слуга внутреннего человека.
Там— повелитель, там — царь, который приказывает, повелевает нам делать то, что он желает. И нужно, чтобы этот внутренний духовный человек был освящен. В этом мире идет непрестанная духовная борьба. Диавол, падший демон, старается нас совратить с правого пути. Во время рождения человека диавол приставляет к нему падшего демона, а при крещении Господь дарует человеку Ангела Своего святого. Демоны хорошо изучает нас, знают наши слабые и сильные стороны, знают, как бороть природу человеческую. Они влагает помыслы, помыслы не вещественные, не гласные, а умные приражения. И многие по неопытности прилагают эти помыслы к себе самим, говоря: это плод моего мышления, это функция мозга, это мои мысли.
А мысли бывают и гордые, и тщеславные, и о деньгах, скверные и нечистые. Особенно кто предавался разным наукам, искусствам, узнал много героев в романах и некоторых героев принял за образец для подражания, тогда трудно этому человеку перебороть себя и переключить себя на исполнение воли Божией. Преподобный Серафим Саровский говорил, что необходимо нам приучиться непрестанно молиться. Как заповедал апостол Павел: «Непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1 Фес. 5: 17—18). А почему нам необходимо благодарить за все? Ну, хорошо благодарить людей и Бога за доброе, за счастливую нашу жизнь, за то, что нам приятно, а бывает в нашей жизни неприятное: скорби, болезни, всякие искушения. А почему мы должны благодарить и в этом случае? Потому что эти скорби мы сами зарабатываем нашими грехами. Обижали мы ближних своих — и мы потерпим обиду. У кого-то похищали чужое — и у нас будут похищать. Если мы унизили честь другого человека — сами потерпим бесчестие. Какой мерою мы мерим, такой мерой и нам воздается. Но, говорит подобный Серафим, если мы это испытываем — это верный признак того, оБог нас не оставил. Те, которые уже отлучены от спасения своим ожесточением, гордынею, демонизмом, тех Господь уже исключает из Своего промышления и не исправляет, как уже совершенно отшедших от Церкви и от покаяния. А посещает нас скорбями и болезнями в знак того, что Он желает нас очистить, простить наши согрешения и в день Страшного суда оправдать нас и соделать участниками Его блаженства, радости и жизни в Духе Святом. Поэтому, как учит преподобный Серафим, всякие скорби, всякие болезни, всякие искушения нужно переносить с радостью и за все благодарить. Лучше здесь потерпеть малое время за наши грехи и беззакония, за наши неправды, чем в будущей жизни терпеть наказание бесконечное время, когда уже и времени совершенно будет, как говорят святые отцы. И вот эта краткая молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» — оберегает наш ум от помыслов, особенно демонских, утверждает нас на пути покаяния. Потому что этой молитве, если мы произносим ее с верою и любовью, со вниманием сердечным, мы исповедуем Господа Царем славы, мы признаем себя грешниками перед лицом Божиим, мы совершаем покаянный труд и мы просим у Бога помощи и прощения. Вот поэтому нам необходима эта молитва. Все угодники жизни, которые имели дарования духовные, имели благодать Духа Святаго, сбывали в непрестанной молитве. Много было споров раньше и теперь, даже в Византии собирались Соборы по поводу этой непрестанной молитвы, по поводу этого подвига, который был на горе Афонской. Некоторые считали, что непрестанно молиться можно только монахам-отшельникам, которые живут в уединении. А как же мирянин будет молиться непрестанно, если у него труды, заботы, дети, хозяйственные всякие нужды? Но если мы не будем ум наш посвящать Богу, займет его сатана. Будем в уме нашем покупать, продавать, вспоминать обиды, какие-то собеседования вести — еще больше будет расстройства в нашем уме. Поэтому нужно как бы на страже стоять, как воин на посту на границе прислушивается к каждому шороху, к каждому движению, так и здесь. Приходящий помысл нужно отгонять, с ним не вступать в беседу, не противоречить, а надо, чтобы внутренний человек боролся с падшим демоном. Необходимо приучать себя к благочестию, ко святыне. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — краткая молитва. Если мы заняты делами, суетой или где-то в шумном месте находимся, то можно сокращенно читать эту Иисусову молитву: «Господи, помилуй» — и этим непрестанно оберегать ум. И не надо опасаться. Ум наш станет более сильным, более трезвенным, более рассудительным, будет все сознавать, будет все понимать, и человеку этому будет легче жить среди мятежного, бушующего житейского моря.
Преподобный Серафим всей своей жизнью, своим цельножизненным подвигом явил нам образ благочестия и высочайшую любовь ко Христу Спасителю. Он любил Матерь Божию. Если он до обеда молился и призывал в помощь Самого Господа Иисуса Христа, то в послеобеденные часы он молился непосредственно Божией Матери: или читал непрестанно «Богородице Дево, радуйся», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас». И как бывает в жизни всех святых, так и в жизни преподобного Серафима было: когда он, закончивши крест своей деятельной жизни, вступил на путь созерцания, когда получил благодать Духа Святаго, стал чудотворцем, стал прозорливым, он много посвятил времени, сил и трудов для спасения ближних, которые приходили к нему для совета. В те времена, когда жил преподобный Серафим, много было вольнодумцев, распространялось учение французских фантазеров о безбожии, о новой вере сектантов. Ученые, генералы, студенты приходили сотнями, тысячами, а в иные дни до пяти тысяч приходило к преподобному людей, чтобы выяснить свои недоразумения. В житии преподобного Серафима приводится такой случай. Пришел однажды к нему генерал-лейтенант. После беседы с преподобным он вышел из его кельи весь в слезах. «Я обошел всю Европу, — сказал генерал людям, — видел многие западные народы, но такого старца, как преподобный Серафим, нигде никогда не встречал. Перед ним нет никакой тайны, перед ним открыто все, он души сынов человеческих видит, знает, читает их прошлое, он знает все, что они совершали, делали, мыслили. Он имеет такую благодать, которую нигде и никогда я не встречал».
Преподобный Серафим молился за весь мир, потому что такие люди умеют сострадать, умеют любить и Бога, и ближних. Если он получил великий дар от Бога, богообщение утвердил в себе, то он желает, чтобы и люди обогатились этим даром бесценным, обогатились дарами Духа Святаго. Когда он совершал свои молитвенные правила, он на каждой «Славе» прочитанной кафизмымолился о здравии и о упокоении. Он взывал: «Господи, помилуй и спаси всех живущих по лицу земли. Даруй им душевное и телесное здравие и их молитвами меня, окаяннаго, помилуй». А за усопших просил: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, от века преставльшихся, и даруй им оставление прегрешений вольных и невольных, и даруй им блаженство вечных Твоих благ». Преподобный Серафим по праву называется земным Ангелом. Он жил здесь, на земле, как бы исполняя послушание, проходя подвиг испытания. А испытал его Господь многими скорбями. Он долго болел водянкой. И он терпел это, нисколько не ропща на Бога. Первый период своей болезни он переносил на своих ногах, но затем он слег. А когда ему говорили: «Может быть, позвать врачей, чтобы исцелить тебя?» — он отвечал: «У меня Врач Сам Господь и Божия Матерь». И вот когда отслужили всенощное бдение и литургию о здравии преподобного Серафима, то ему было видение. «Пришла Матерь Божия с посохом, — рассказывал он сам. — И вот Пречистая Дева Богородица посохом коснулась болезненного места моего, из него истекла вредная материя, и я стал совершенно здоров». Матерь Божия 12 раз посещала преподобного Серафима. Когда он вышел из затвора, он стал посещать ближнюю пустыньку. И когда он туда пришел, Матерь Божия встретила его и посохом ударила о землю, и из этого места забил источник чистой, хорошей воды. И молился преподобный Серафим, чтобы источник этой воды был врачебным и цельбоносным. И Матерь Божия исполнила его прошение. Приходящие с верою и любовью принимали эту воду, наполняли свои сосуды, и много лет вода в них сохранялась, не поддаваясь порче, и обладала целебной силой.
Преподобный Серафим дал нам пример служения Господу Богу. Вот мы, братья и сестры, имеем веру в Господа нашего Иисуса Христа, мы приняли святое крещение, мы считаем себя сынами Церкви, мы желаем быть участниками блаженства и наследниками Царства Божия. Если мы в молитве «Отче наш» призываем Бога и именуем себя сынами Его, то мы должны любить друг друга, потому что мы все перед лицом Божиим — дети. У Бога великая человеческая семья, и надо, чтобы эта семья была не только человеческая по своим жизненным и культурным потребностям, но чтобы она была еще и Божественной, чтобы наши желания, наши стремления совпадали с желанием Божиим, со стремлением искать прежде всего Царствия Божия и правды Его, любя Бога и ближнего. Это время земной жизни короткое, но оно, как заря вечной жизни для нас, как юность наша, определяет дальнейшую нашу судьбу, нашу жизнь бесконечную. Господь Свят и Пресвят, Премудр, Добр, Благ и любит истину и правду. Господь явил всем нам смирение Свое, когда воплотился от Девы Богородицы, и желает, чтобы Его дети были подобны Ему. И нам здесь, на земле, братья и сестры, нужно избрать этот путь, которым прошел преподобный Серафим Саровский. Не надо хвалиться одной верой. Что значит вера наша? Если мы признаем, что Господь сотворил вселенную, что Господь дал нам нравственный закон, дал и душу нам, понятие добра и зла; если мы сознаем, что есть добродетели, и есть злые дела, и есть другая жизнь, кроме этой жизни — мало этой веры. Эта вера имеется у всех людей, эту веру имеют и демоны падшие, они веруют в Бога и трепещут Его. Но мы знаем, что демоны не будут блаженствовать с Господом Богом. Почему? Потому что хотя они имеют веру в Бога, но не имеют любви к Нему. А мерой всех наших дел являются как раз дела любви. Как мы любим Бога? Если любим Бога, надо исполнять Его заповеди и не как рабы или наемники, которые страшатся наказания, а как сыны, как дочери, которые любят своего Родителя и боятся опечалить его своим нехорошим поступком и нехорошим словом. И как бывает в доброй семье благочестивой: царят мир, любовь, взаимное доверие, так вот такой и наша семья, церковная, Божественная, должна быть, хотя она и многочисленна.
И вот нужно, испытав себя, потрудиться это малое время. Ведь к чему призывает Господь? Он говорит как бы нам всей Своей жизнью, Своим Писанием через пророков: любить нужно истину. А истина — Сам Христос. Любить нужно добро, не воровать, не лгать, не распутствовать, не предаваться тщеславию и гордыне, а любить смирение, любить нужно труд, любить нужно волю Божию, искать ее. А как можем искать? Если мы много будем читать Священное Писание, любить будем церковное богослужение, любить молитву домашнюю, жития угодников Божиих, читать и подражать им, то этим мы покажем, что мы избираем этот путь, который угоден Господу Богу. Надо оберегать внутреннего нашего человека, чтобы нам довольствоваться не только подвигами телесными, как было в Древней Руси, когда многие российские христиане старались утруждать себя большими непомерными постами, носили тяжелые вериги, клали много поклонов, но многие не умели, не знали, как хранить ум, непрестанно пребывать в молитве. Совсем в недавние времена, при митрополите Петербургском Гаврииле, старец Паисий Величковский потрудился, и было переведено греческое Добротолюбие на славянский и русский языки, и многим открылась тайна жизни внутреннего человека. Мы можем работать, можем находиться в любом месте и при этом можем всегда быть с Богом. И как это просто: руками мы что-нибудь делаем, едем в поезде, сидим в конструкторском бюро, а умом нашим взываем к Господу Богу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вот так наш внутренний человек приучается всегда быть с Богом. Ведь в нашей обычной жизни, чтобы попасть на прием к какому-нибудь большому министру, сколько нужно хлопот. А если это случится, то раз-два в жизни, а ведь здесь мы непрестанно можем быть на приеме у Бога. Где бы мы ни были, куда бы мы ни пошли — Христос в вас есть, говорит Священное Писание. Благодать Христова даруется нам во святом крещении, и в сердце нашем пребывает Христос. Призывай Его, призывай непрестанно, призывай с умилением, без мечтания, без воображения, с сердечным глубоким вниманием, и этим ты будешь совершать путь покаяния.
И вот преподобный Серафим своей жизнью, своим подвигом открыл нам высочайший путь, которым может пройти человек. Как он нес эти труды? Он соблюдал всегда посты, которые установила Святая Церковь; в среду и пятницу он не вкушал и не пил, в другие дни довольствовался самой простой пищей, особенно в пустыне и затворе. Он говорит, что, когда человек постится, плоть становится легкой, духоносной, и легко она может бороть помыслы вражьи, потому что, когда мы насыщаем тело свое, мы обрекаем ум наш на лишние помыслы, на лишнюю брань, на лишние страсти и похоти. Поэтому нужно меру найти свою во всем: во сне, в пище, в трудах - и непрестанно ходить пред лицом Господа Бога.
И нам, братья и сестры, в нынешний день нужно вознести пламенную молитву преподобному Серафиму и попросить, чтобы он молился за нас, грешных и страстных людей, чтобы Господь дал нам такую веру, которую дал ему в свое время, чтобы дал нам ревность, чтобы по мере наших сил и способностей идти путем покаяния, чтобы нам дал Господь силу терпеть всякие скорби, переносить все без обид, без раздражения, без смущения и за все Господа Бога благодарить, чтобы дал нам Господь любовь к церковной и домашней молитве и к непрестанному призыванию Бога во всех наших делах. И тогда Господь, видя наши труды по силе нашей, видя наше покаяние, дарует нам усыновление. И если мы станем сынами Божиими по благодати, то нам не страшна уже будет смерть и никакие скорби, потому что смерть есть успение для нашей жизни. Человек телесный переходит в новую жизнь и становится духовным — открывается величие духа в нем. Это величие духа пережил преподобный Серафим. Он жил на земле, но пребывал как бы на небе, потому что плоть его была ослаблена постом, благодатью укреплена, стала уже духоносной. Многие видели его при молитве поднимающимся высоко от земли.
Вот как может человек своей верою, своим подвигом покаяния и любовью еще здесь, на земле, стать наследником Царствия Божия и приблизиться к бесплотному Богу. И это короткое время, братья и сестры, употребим на покаяние, на познание истины Божией, правды Божией, чтобы испросить у Бога дар смирения, кротости, любви, чтобы непрестанно показывать нашими делами, нашими словами, нашим внутренним вольным произволением любовь к Богу, чтобы мы искали в этой жизни всегда и во всем правду Божию и истину Его, а остальное Господь приложит нам. И в день Страшного суда поставит нас Господь по правую сторону и скажет нам желанные слова: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.
Подготовил диакон Серафим Дубанов,
клирик Благовещенского кафедрального собора,
по материалам интернет-ресурсов.