Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


Протоиерей Алексий Ивашкевич
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Родители Пресвятыя Богородицы Иоаким и Анна были благочестивы, добродетельны и праведны пред Богом. Имея достаточное богатство, они часть его уделяли на потребность богослужения во храм, а часть раздавали нищим. Жизнь их, по-видимому, со внешней стороны, была счастливой, если все счастье полагать в вещественном довольстве и в семейном мире, любви и согласии. А между тем они были очень несчастны. Они несли на себе иго безчадия. Находясь в супружестве пятьдесят лет, они не имели детей.

Это несчастие людям настоящего века мало понятно; в наше время тяготятся более многочадием, чем безчадием, и счастливыми нередко почитают тех, у кого нет детей. Но тогда было не так. Тогда безчадие супругов считалось знамением наказания Божия за какие-либо тяжкие грехи. Почему так? Потому что в то время на земле ожидали явления Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественного желания присущего не испорченным родителям, хотелось иметь детей и в тех видах, чтобы, если Богу угодно, сделаться прародителем Искупителя. У кого же не было детей, у того, следовательно, и не оставалось уже никакой надежды на это. Потому безчадие супругов и в глазах посторонних людей признавалось наказанием Божиим.

Понятно отсюда, каким горем сопровождалось для праведных Иоакима и Анны их безчадие. Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Раз первосвященник во храме не принял от Иоакима жертвы, сказав ему с укором: «ты не стоишь того, чтобы принять от тебя дар Богу; будучи безчаден, конечно, не имеешь ты благословения Божия за какие-нибудь тайные грехи». А еврей, вместе с Иоакимом приносивший жертву, с укором заметил ему: «почто предваряешь меня, приступая к Богу? разве не знаешь о своем безплодстве?»

Итак, и внутреннее, сердечное горе, и посторонния укоризны в каких-то тайных преступлениях, которых между тем за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страдание праведным супругам, какое может быть понятным только людям, подобно им страждущим. Они скорбели в глубине своей праведной души; но вместе с тем не отчаивались в милости Божией. Они всю свою жизнь надеялись на Бога, и с постоянством и усердием, мало понятным для людей, не уповающих на Бога, молились Вседержителю, да дарует им Господь, хотя на старости лет, дитя, обещаясь посвятить его на служение Богу.

И Господь посылает Своего ангела, чтобы обрадовать праведных старцев вестью, что у них родится дочь, чрез которую дано будет спасение всему миру.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Алексий Ивашкевич


Возврат к списку