Рождество Христово | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже

Рождество Христово


Диакон Алексий Неделин
Рождество Христово

«Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа» (Кондак 8, Акафиста Иисусу Сладчайшему).

Явление на земле Предвечного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, было поистине странным, неслыханным и поразительным. Казалось бы, все человечество должно было бы пасть ниц перед воплотившимся Сыном Божиим, но этого не произошло. Отношение людей к этому величайшему в истории мира событию, было весьма различно.

Глубоко религиозные люди первых веков были настолько поражены и потрясены этим событием, что, став равнодушны ко всему мирскому, все свои мысли, весь свой ум и сердце, обратили к Вечной Всесовершенной Правде. Но, конечно, невозможно, всем христианам совсем уходить от мира, подобно тем людям великого и могучего духа. Перед нами стоит задача, оставаясь в обычных условиях земной жизни, всеми силами стараться устремлять свой ум и сердце к Богу, всегда помышляя о Вечной Правде.

Как читаем в Акафисте Иисусу Сладчайшему: «сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуия!» Мы призваны Богом всем сердцем славить Пресвятую Троицу Единосущную и Нераздельную, а не влачиться по земной грязи, своими сердцами прилепляясь к низменным интересам кратковременной земной жизни.

Чтобы изменить нашу жизнь, очистить сердца и на Божественное возложить наш ум, сошел по безмерной Своей милости и благости с небес на землю, приняв плоть человеческую, Господь наш Иисус Христос.

Вот еще раз в нашей жизни Господь сподобил нас праздновать величайший праздник в истории мира. Даже Ангелы были изумлены, увидев сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, во плоти человеческой, которую благоволил Он восприять. Они увидели Богочеловека, о чем никогда помыслить не могли.

Сам Господь говорит нам в Евангелии от Иоанна: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46). Еще в Ветхом Завете великий пророк Исаия, пророчествовал о Рождестве Христовом, говоря: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2).

Интересны слова возлюбленного ученика Христова апостола Иоанна Богослова, который писал о Боговоплощении в своем первом Соборном послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога Истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5, 20).

До воплощения в мир Спасителя, умы и сердца людей были помрачены непроглядной тьмой, которая бывает безлунной ночью. Помрачены до такой степени, что начали они обожествлять и поклоняться животным, бездушным истуканам и идолам.

Казалось бы, что исключением должен был стать богоизбранный израильский народ. К сожалению, этот народ был до крайности не тверд в своей богооткровенной вере. На протяжении тысячелетий, перенимая у соседних народов, то и дело совращался Израиль на путь идолопоклонства. Только меньшинство избранного народа хранило веру в Единого Истинного Бога.

Но вот, в один благословенный, святейший и величайший день в этой погибельной тьме воссиял Божественный свет. Это случилось в пещере на окраине города Вифлеема. Миру была явлена странная и преславная тайна: темный вертеп, ставший небом, озарился светом Божества; ясли для корма скота вместили Невместимого всей вселенной Бога. Пречистая Дева заменила Собой престол херувимский, на котором восседает Бог.

Первыми об этих непостижимых событиях узнали не цари и вельможи, не мудрецы и философы, гордые в своей земной славе, а простые, ничего не знающие пастухи, которым явились Ангелы и небесным пением возвестили о том, что воссияло Солнце Правды.

Почему же первым именно простым пастухам возвестили Ангелы о таком величайшем мировом событии как Рождество Спасителя мира? Почему не царю или мудрецам и старейшинам? Возможно, потому, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать.

Но, а как же восточные волхвы-мудрецы, которым возвещено было Богом о Рождестве в Вифлееме Сына Божия через чудесно явившуюся звезду?

В тропаре праздника Рождества Христова, эти издалека пришедшие волхвы названы служащими звездам. Все силы их ума были направлены к познанию светил небесных, звезд и планет, к изучению законов их движения и открытию новых звезд. Сердца и умы их были всегда обращены к свету небесному. Не значит ли это, что их сердца были полны жажды познания истинного света? Свет светил небесных гораздо ближе к свету истинному, небесному, чем мертвый электрический свет. Поэтому волхвы, звездам служившие, в своем религиозном познании были гораздо выше грубых язычников, обожествлявших животных и поклонявшихся неодушевленным предметам. Поэтому Господь избрал их, как несравненно более достойных, идти вслед за простыми пастухами, чтобы поклониться родившемуся Сыну Божию и принести Ему свои дары: золото – дар, подобающий царю, ладан – как истинному Первосвященнику, а смирну – для погребения Его.

Как этих мудрецов дальних восточных стран удостоил Господь лицезреть и поклониться Богомладенцу Христу, видя их искреннее стремление к познанию Единого Истинного Небесного Света, так и о нас все знает Сердцеведец Христос. Знает, чего мы достойны. Знает все наши недостатки, и каждому из нас назначает по заслугам нашим.

В течение жизни Господь возлагает на нас спасительные испытания, которые мы должны безропотно и даже с благодарением нести, зная и помня о том, что Сам Бог в день Своего Рождества восприял плоть человеческую не ради того, чтобы быть царем и повелителем, а ради уничижения, преследования и оскорблений от грешников. Помнить, как Он понес самый страшный из всех крестов, чтобы на нем отдать жизнь Свою ради спасения верующих в Него от вечной смерти.

Чтобы ощутить всю радость праздника Рождества Христова, нужно мысленно перенестись вслед за волхвами в вертеп Вифлеемский и принести вместе с ними в дар родившемуся нашему Спасителю, всю силу веры в Него, всю глубину любви к Нему, покаяние в грехах и беззакониях наших. Чтобы простил Он нам все наши прегрешения, и повелел славному Апостолу Петру открыть нам врата Своего Царства Славы.

Диакон Алексий Неделин


Возврат к списку