Прпеподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации Прпеподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов

Прпеподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов


Лия Силуянова
Прпеподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов

Господи сил!.. 
Блаженны живущие в доме Твоём, 
вовеки восхвалят они Тебя! Псалтирь (83: 4-5)


Во дни благоверного и святого равноапостольного князя Владимира Господь благоволил явить Церкви Своей светильника и иночествующим наставника, – приснопамятного мужа, преподобного и Богоносного отца нашего Антония. Подобно солнцу просветил преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский нашу Русскую землю совершенным иноческим законом, сияющим в пещере добрыми делами, как светом, светящим и во тьме, и устроил ей благоприятный день спасения, в котором стали ходить те сыны Руси, принявшие благочинный иноческий образ. 

Мало достоверной информации осталось нам о великом святом. Раннее житие было утеряно, летописи упоминают о преподобном скупо. Однако сохранились такие памятники древней письменности, как «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», Киево-Печерский патерик, житие и поучения преподобного Феодосия Печерского, ученика Антония. Из них-то мы и знаем о жизни и подвиге великого святого — отца русского монашества. 

Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. Родившись в мир, он не был рожден для мира. Еще детские грезы уносили его далеко от бренности мирского жития, в мир ангельский. Придя в возраст, Антипа (так нарекли его родители) отправляется в «страну далече». Тысячи, десятки тысяч верст прошли ноги преподобного, пока он не достиг святой Афонской горы, и там, обойдя монастыри и «келейки» отшельников познакомился он с бытом святых отцов, поистине святых, находящихся выше человеческого естества. И еще более воспламенившись любовью ко Христу, желая поревновать житию тех отцов, он принимает монашеский постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках. По свидетельству летописца Нестора вероятнее всего инок Антоний принял постриг в монастыре Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель (по-греч. — идиоритмия), где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена. 

В воскресные дни и праздники они собирались вместе в монастырской церкви для Божественной Литургии и соборно вкушали праздничную трапезу. Именно такой тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, со всем присущим ему молитвенным деланием и принёс на Русь преподобный Антоний с далёкого Афона… 

Святая гора явилась для юного инока школой благочестия, покорности и послушания, школой, в которой он весьма преуспевал на радость всем окружающим его монахам. 

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний, иди назад на Святую Матушку Русь, чтоб и там быть на пользу и утверждение других, и да будет на тебе благословение Святой горы». 
Прпеподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов
Инок Антоний, приняв благословение, как бы из Божьих уст, отправился на Святую Матушку Русь и пришел в Киев. Войдя в город, думал он, где бы ему жить, и ходил по монастырям (которые начинали тогда строиться иноками из греков, пришедшими для крещения Руси с митрополитом Михаилом, но не имели совершенного чина и устава общежительного). Но не нашел он такого место, которое бы пришлось ему «по сердцу». И начал Антоний ходить по дебрям и горам и окрестностям, и пришел в Берестово, открыл пещеру, которую некогда ископали варяги, сотворил молитву, поселился там и пребывал в великом воздержании, как повествует его житие: «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днём, ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении». 

Когда преставился благоверный князь Владимир, власть перешла к безбожному и окаянному Святополку, начавшему убивать братию свою, умертвив святых мучеников Бориса и Глеба. Видя такое кровопролитие, преподобный Антоний Печерский снова ушел на Святую гору. 

Святополка победил и сел княжить в Киеве благоверный князь Ярослав Мудрый. Тогда игумену вновь было откровение от Бога: «Пошли снова Антония в Святую Матушку Русь: Антоний Печерский Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: ««Антоний! Иди снова на Русь, такова воля бога, и будет с тобой благословение от Святой Горы, и многие от тебя черноризцами станут». Благословив, отпустил он его и сказал ему: «Иди с миром!» 

Приняв благословение игумена Антоний вернулся в Киев. Его труды по ископанию пещеры, строгое пощение, молитвенные подвиги, держание афонского устава стали известны людям. Некоторые приходили под его благословение, другие горели в сердцах разделить с ним трудный, но благодатный его подвиг, «и чтим стал повелику Антоний». Среди последних был и блаженный Никон. Тогда же пришел к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий, двадцати трех лет возрастом; и преподобный Антоний Печерский приказал постричь его блаженному Никону, так как тот был иерей и искусный инок. И собралась к нему братия числом двенадцать. И выкопали они большую пещеру, где устроили церковь и кельи, существующие поныне в пещерах под первоначальным Печерским монастырем; там прожил преподобный Антоний Печерский 40 лет. 

Когда братия была собрана, преподобный отец Антоний Печерский сказал: «Вот, братие, Господь избрал вас, и на вас благодать Святой горы, игумен которой постриг меня, а я — вас; да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, второе же — от Святой горы». Стремясь к совершенному безмолвию, преподобный поставил братии в игумена преподобного Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору (ныне: «Ближние» пещеры), где подвизался по-прежнему в трудах уединения до самой своей смерти. 

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, особенно в игуменство преподобного Феодосия (†1074), в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний, согласно Печерскому преданию, благословил постройку деревянной церкви на горе. Как сообщает об этом лаврский Патерик: Заложиша церковь велику и монастырь оградиша столпием и келиа поставиши многы, и церковь украсиша иконами; и оттоле нача зватися Печерский монастырь. Так получила свое начало «Небеси подобная» церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, долгие столетия остававшаяся одной из величайших святынь русского Православия. 

Прпеподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монаховС 1069 года преподобный Антоний некоторое время (вероятно, несколько лет) пребывал в Чернигове, где также основал пещерный монастырь на Болдиных горах (ныне известный как Троицко-Ильинский). Но в вечные обители преподобный отошел в великом своем творении, - в Печерском монастыре, в 1073 году. Перед смертью явилась ему Пресвятая Богородица и предсказала близкую кончину. Он просил у Неё, чтобы, как жизнь его всегда была утаённой, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены. Но если мощи преподобного отца нашего Антония удалены от нашего зрения, то помощь его всегда с нами и близка ко всем призывающим его. 

Слава монастыря уже в первые десятилетия его существования распространилась по всей Руси. По образцу Печерской обители преподобного Антония начали строиться и другие. Из её стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Особенно известны святые Леонтий и Исайя — епископы Ростовские, Нифонт — епископ Новгородский, преподобный Кукша — просветитель вятичей, Нестор и Симон Летописцы. 

Память преп. Антония совершается 23 июля (день преставления — согласно разным святцам, одинаково принятым сегодня), 15 сентября (преп. Антония и Феодосия) и 11 октября (Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» (Антониевых) пещерах почивающих), 2-я неделя Великого поста (Собор всех Печерских святых). 

Подготовила Лия Силуянова
 по материалам сайта интернет-источников




Возврат к списку