Господи сил!..
Блаженны живущие в доме Твоём,
вовеки восхвалят они Тебя! Псалтирь (83: 4-5)
Во дни благоверного и святого равноапостольного князя Владимира Господь благоволил явить Церкви Своей светильника и иночествующим наставника, – приснопамятного мужа, преподобного и Богоносного отца нашего Антония. Подобно солнцу просветил преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский нашу Русскую землю совершенным иноческим законом, сияющим в пещере добрыми делами, как светом, светящим и во тьме, и устроил ей благоприятный день спасения, в котором стали ходить те сыны Руси, принявшие благочинный иноческий образ.
Мало достоверной информации осталось нам о великом святом. Раннее житие было утеряно, летописи упоминают о преподобном скупо. Однако сохранились такие памятники древней письменности, как «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», Киево-Печерский патерик, житие и поучения преподобного Феодосия Печерского, ученика Антония. Из них-то мы и знаем о жизни и подвиге великого святого — отца русского монашества.
Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. Родившись в мир, он не был рожден для мира. Еще детские грезы уносили его далеко от бренности мирского жития, в мир ангельский. Придя в возраст, Антипа (так нарекли его родители) отправляется в «страну далече». Тысячи, десятки тысяч верст прошли ноги преподобного, пока он не достиг святой Афонской горы, и там, обойдя монастыри и «келейки» отшельников познакомился он с бытом святых отцов, поистине святых, находящихся выше человеческого естества. И еще более воспламенившись любовью ко Христу, желая поревновать житию тех отцов, он принимает монашеский постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках. По свидетельству летописца Нестора вероятнее всего инок Антоний принял постриг в монастыре Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель (по-греч. — идиоритмия), где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена.
В воскресные дни и праздники они собирались вместе в монастырской церкви для Божественной Литургии и соборно вкушали праздничную трапезу. Именно такой тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, со всем присущим ему молитвенным деланием и принёс на Русь преподобный Антоний с далёкого Афона…
Святая гора явилась для юного инока школой благочестия, покорности и послушания, школой, в которой он весьма преуспевал на радость всем окружающим его монахам.
Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний, иди назад на Святую Матушку Русь, чтоб и там быть на пользу и утверждение других, и да будет на тебе благословение Святой горы».
Инок Антоний, приняв благословение, как бы из Божьих уст, отправился на Святую Матушку Русь и пришел в Киев. Войдя в город, думал он, где бы ему жить, и ходил по монастырям (которые начинали тогда строиться иноками из греков, пришедшими для крещения Руси с митрополитом Михаилом, но не имели совершенного чина и устава общежительного). Но не нашел он такого место, которое бы пришлось ему «по сердцу». И начал Антоний ходить по дебрям и горам и окрестностям, и пришел в Берестово, открыл пещеру, которую некогда ископали варяги, сотворил молитву, поселился там и пребывал в великом воздержании, как повествует его житие: «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днём, ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении».
Когда преставился благоверный князь Владимир, власть перешла к безбожному и окаянному Святополку, начавшему убивать братию свою, умертвив святых мучеников Бориса и Глеба. Видя такое кровопролитие, преподобный Антоний Печерский снова ушел на Святую гору.
Святополка победил и сел княжить в Киеве благоверный князь Ярослав Мудрый. Тогда игумену вновь было откровение от Бога: «Пошли снова Антония в Святую Матушку Русь: Антоний Печерский Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: ««Антоний! Иди снова на Русь, такова воля бога, и будет с тобой благословение от Святой Горы, и многие от тебя черноризцами станут». Благословив, отпустил он его и сказал ему: «Иди с миром!»
Приняв благословение игумена Антоний вернулся в Киев. Его труды по ископанию пещеры, строгое пощение, молитвенные подвиги, держание афонского устава стали известны людям. Некоторые приходили под его благословение, другие горели в сердцах разделить с ним трудный, но благодатный его подвиг, «и чтим стал повелику Антоний». Среди последних был и блаженный Никон. Тогда же пришел к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий, двадцати трех лет возрастом; и преподобный Антоний Печерский приказал постричь его блаженному Никону, так как тот был иерей и искусный инок. И собралась к нему братия числом двенадцать. И выкопали они большую пещеру, где устроили церковь и кельи, существующие поныне в пещерах под первоначальным Печерским монастырем; там прожил преподобный Антоний Печерский 40 лет.
Когда братия была собрана, преподобный отец Антоний Печерский сказал: «Вот, братие, Господь избрал вас, и на вас благодать Святой горы, игумен которой постриг меня, а я — вас; да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, второе же — от Святой горы». Стремясь к совершенному безмолвию, преподобный поставил братии в игумена преподобного Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору (ныне: «Ближние» пещеры), где подвизался по-прежнему в трудах уединения до самой своей смерти.
Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, особенно в игуменство преподобного Феодосия (†1074), в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний, согласно Печерскому преданию, благословил постройку деревянной церкви на горе. Как сообщает об этом лаврский Патерик: Заложиша церковь велику и монастырь оградиша столпием и келиа поставиши многы, и церковь украсиша иконами; и оттоле нача зватися Печерский монастырь. Так получила свое начало «Небеси подобная» церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, долгие столетия остававшаяся одной из величайших святынь русского Православия.
С 1069 года преподобный Антоний некоторое время (вероятно, несколько лет) пребывал в Чернигове, где также основал пещерный монастырь на Болдиных горах (ныне известный как Троицко-Ильинский). Но в вечные обители преподобный отошел в великом своем творении, - в Печерском монастыре, в 1073 году. Перед смертью явилась ему Пресвятая Богородица и предсказала близкую кончину. Он просил у Неё, чтобы, как жизнь его всегда была утаённой, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены. Но если мощи преподобного отца нашего Антония удалены от нашего зрения, то помощь его всегда с нами и близка ко всем призывающим его.
Слава монастыря уже в первые десятилетия его существования распространилась по всей Руси. По образцу Печерской обители преподобного Антония начали строиться и другие. Из её стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Особенно известны святые Леонтий и Исайя — епископы Ростовские, Нифонт — епископ Новгородский, преподобный Кукша — просветитель вятичей, Нестор и Симон Летописцы.
Память преп. Антония совершается 23 июля (день преставления — согласно разным святцам, одинаково принятым сегодня), 15 сентября (преп. Антония и Феодосия) и 11 октября (Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» (Антониевых) пещерах почивающих), 2-я неделя Великого поста (Собор всех Печерских святых).
Подготовила Лия Силуянова,
по материалам сайта интернет-источников