СВЯЩЕННИК, ИГУМЕН, ЕПИСКОП
Первопрестольник Воронежский, святитель Митрофан, во святом крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии. Не сохранились сведения, кто именно были его родители, какое занимали положение; известно лишь, что они принадлежали к духовному званию. Сам Митрофан говорит в своем духовном завещании: «Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере».
Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и проходил должность приходского священника. Местом пастырского служения иерея Михаила было село Сидоровское. На сороковом году своей жизни Михаил лишился супруги и втотже день принял решение отречься от мира, чтобы беспрепятственно служить Богу. Он поселился в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией матери. Здесь в 1663 году священник Михаил был пострижен в иночество с именем Митрофана.
Следуя учению Евангелия, он старался скрывать свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни, потому что как ничто другое ему стала дорога мирная сень скромной обители.
Прошло три года. Братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась вместе с крестьянами монастырских вотчин с просьбой поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью инока Митрофана. В июне 1665 года блюстителем патриаршей кафедры митрополитом Сарским и Подонским Павлом инок Митрофан был «благословлен в игуменский чин». Вскоре после вступления в управление монастырем Митрофан с помощью благотворителей (видя тесноту монастырского храма) построил новый, более обширный, во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Его образа. Почти десять лет Святитель был настоятелем в Яхромском монастыре.
Как «мужу благоговейному и добродетельному» в 1675 году настоятелю Митрофану Патриарх Иоаким поручил другую, славную Унженскую обитель во имя Живоначальной Троицы. Обитель эта пользовалась милостями царей дома Романовых. Михаил Федорович еще до вступления на Российский престол в 1612-1613гг. с матерью своею, инокиней Марфой Иоанновной, приезжал в обитель и молился преподобному Макарию о возвращении отца своего, митрополита Ростовского Филарета, томившегося в плену у поляков. Со времени царского посещения Унженская обитель по воле Михаила Федоровича была учинена «наравне с Соловецким монастырем», а игумены ее получили право каждый год приезжать в столицу к царю и патриарху с образом преподобного Макария. Таким путем Унженские игумены получили личный доступ к царю и патриарху, что имело важное значение для обители. Игумен Митрофан управлял Унженским монастырем семь лет.
На московском соборе 1681-1682 годов в числе мер для борьбы с назревавшим расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения среди православных положено было увеличить число епархий и открыть новую кафедру - Воронежскую. На эту кафедру по желанию царя был избран Митрофан, еще ранее, года за два вызванный из Унженской обители в Москву на чреду священнослужения.
2 апреля 1682 года Митрофан был посвящен в епископы (в переводе с греческого слово «епископ» означает «надзирающий»). Святителю было тогда 58 лет от роду.
После посвящения епископ Митрофан прожил в Москве еще полгода. Новоучрежденная епархия нуждалась первоначально в его заботах здесь, в столице, где находилась высшая духовная и светская власть. В Москве епископ поднимал вопросы об отводе места в городе Воронеже под соборную церковь, под двор с домовыми людьми. Кроме того, первопрестольнику Воронежскому нужно было запастись и советами опытных людей, а также приобрести предметы, необходимые для богослужения. Из домовой архиерейской казны Рязанского митрополита Митрофану были выданы книги, епископское облачение, посох, кресты, деньги.
28 апреля скончался царь Федор Алексеевич, а 25 июня святитель участвовал в венчании на царство юных государей Иоанна и Петра. Тяжелое было время. На его глазах происходили кровавые зверства стрельцов, державших в постоянной тревоге правительство и народ на протяжении всего лета 1682 года.
В ВОРОНЕЖЕ
Святитель Митрофан приехал в Воронеж в непростое время. Воронежский край был лишь недавно заселен, а самому городу не было тогда еще и ста лет. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные сюда правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападения крымских татар. Позже к ним присоединились беглецы, покинувшие свои родные места из-за тяжелых условий жизни. Были здесь и выходцы из Приднестровья, укрывавшиеся от польских притеснений. Все это отражалось на состоянии веры и нравов населения: свет евангельского учения не проник в жизнь народа. Многие христиане не только носили языческие имена, но и жили по язычески: воровали, пьянствовали и т.д.
Много забот доставили Митрофану и раскольники-старообрядцы, поселившиеся в его епархии и подбивавшие народ к отступлению от Православной церкви. Епископ поступал с ними по суровым законам того времени, отсылал противников церкви «к градскому суду», отбирал старопечатные книги и раздавал новые. Без этого обойтись было невозможно, хотя сам святитель был милосердный. И, конечно же, лучшая защита Православной Церкви в высокой личности его самого. Борясь с недугами, пятнавшими чистоту веры и жизни Воронежской церкви, епископ Митрофан, вместе с тем, боролся и с недугами общественными - бедностью и нищетой, которые очень часто были здесь причиной порочной жизни. Ход государственных событий содействовал сильному росту числа неимущих в Воронежской епархии, поэтому истинное значение его благотворительной деятельности вполне может быть понято и оценено лишь в связи с государственным положением Придонского края в период царствования Петра Великого.
До 1696 года отношение святителя-подвижника к молодому царю ничем не отличалось от обычных отношений епархиального архиерея к государю. Затем обстоятельства меняются, и сама жизнь сближает епископа с царем. Хотя и раньше в душе святителя, тоже перенесшего много скорбей от происходящих в 1682 году в Москве смут, навсегда осталась любовь к гениальному царю, который уже в десятилетнем возрасте поражал своим умом и красотою. Тяжелый след пережитых ужасов в первые дни царствования юного государя (стрельцами на глазах Петра были убиты и растерзаны его близкие родственники) на всю жизнь остался в душе царя в виде болезненной раздражительноети и крайней суровости по отношению к тем, кого он считал за врагов своей царской власти, в ком видел нарушителя своей воли.
СТРОИТЕЛЬСТВО ФЛОТА
Желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, Петр Великий начал войну с турками. Первый поход в 1695 году на Азов был неудачен для русских, так как не было флота, который подкреплял бы действия сухопутных войск и препятствовал бы туркам общаться морем с осажденной крепостью. Тогда Петр решил сделать свой флот, а местом постройки избрал город Воронеж и его обильные лесами окрестности. Таким образом, Воронеж с ближайшими к нему городками, что по реке Воронеж, превратился в обширную корабельную верфь, которую царь часто посещал и подолгу жил в Воронеже.
Но только что наладившаяся жизнь кафедрального города снова меняется в худшую сторону. К корабельным работам были привлечены не только жители Воронежского края, но и люди, которых собрали сюда со всей России (до 26 тысяч). Народ обременен был тогда многими повинностями, но корабельное дело, как повинность, была особенно тяжела и по трудности, и по новизне. Рабочие, в большинстве своем - люди нечестные, отличавшиеся подкупностью, заботились больше о своей наживе, и пришлый рабочий люд, лишенный необходимого приюта, вынужден был кое-как ютиться по берегу реки Воронеж. Среди рабочих появились заразные болезни, от которых многие умирали. Начались побеги с верфи целыми сотнями, их ловили, тюрьмы переполнялись.
Неумение русских строить корабли создавало нужду в иностранных мастерах. На берегу реки, близ верфи возле Успенской церкви образовалась целая Немецкая слобода. На зов русского царя приехали и случайные люди, склонные к пьянству, насилию и разным преступлениям. Они относились с презрением к русским: осмеивали их обычаи и нравы. Были среди них и протестанты, позволявшие себе открыто издеваться над русской верой - над почитанием святых, соблюдением постов, иконопочитанием. Некоторым русским это тоже было на руку, и они богохульствовали вместе с ними.
Трудно было царю, нелегко было епископу. В это коварное время святитель являлся для царя главным помощником, который поддерживал дело, наставлял, благословлял... Вместе им легче было и наводить порядок в кафедральном городе. Петр хорошо понимал и высоко ценил ту могучую поддержку святителя Митрофана государю и всему христианскому народу.
В мае 1696 года царь с молитвенным содействием своего старца Митрофана выступил на Азов с тем самым флотом, построенным в Воронеже, и в июле того же года взял его. В 1699 году государь приехал в Воронеж. 25 марта, в престольный праздник, царь, как и в прежние годы, пришел в Благовещенский собор. После литургии Петр, уже в доме у святителя, приказал приписать: «ради малой Воронежской епархии и домовых всяких нужд» к архиерейскому дому Митрофана - Даншинскую пустынь у реки Дон в Елецком уезде, к Воронежской епархии - ряд городов от Рязанской и Белгородской епархий. 3 апреля, в день Святой Пасхи, перед богослужением, государь, «для пополнения» Воронежской епархии пожаловал из Рязанской епархии свою волость Мокрый Боярок с приселками, а архиерейскому дому отдал принадлежавшую Белгородскому митрополиту мельницу на реке Тихая Сосна в городе Острогожске. Этими новыми пожертвованиями скудная средствами Воронежская епархия увеличила свои владения почти на одну пятую против прежнего.
Но однажды, в 1700 году, между царем Петром I и епископом Воронежским Митрофаном произошло столкновение. Государь по приезде в Воронеж пригласил к себе своего духовного наставника. Епископ Митрофан, войдя во двор, ведущий ко дворцу, увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные по царскому указанию в качестве украшения. Святитель тотчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Не зная причины, Петр недоумевал и вторично отправил к епископу посланного с приказанием явиться. Но тот ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный Петр приказал передать ему: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу святитель ответил: «В жизни моей царь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».
Под вечер царь Петр вдруг услышал благовест в большой соборный колокол. Так как на другой день не было никакого праздника, то он велел справиться у епископа о причине благовеста. «Понеже мне, - ответил Митрофан, - от его величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением и для сего я назначил быть всенощному бдению». Узнав об этом, царь рассмеялся и сейчас же велел сказать святителю, что «он его прощает, и для того перестал бы он тревожить народ необыкновенным звоном». А затем Петр приказал убрать статуи. На другой день святой Митрофан явился во дворец.
Один из жизнеописателей святого Митрофана говорит: «У святителя было всегдашним правилом жизни: ничего не оставлять себе, а все приобретения отдавать Богу, давшему все, и ближним, у которых нет ничего. В поездку по епархии он брал казенных денег для раздачи в милостыню погорелым, и по тюрьмам, и по богадельням, и по приказам, и нищим и убогим, и ссылочным, и всякому чину людям, и в раздачу ж в шествие архиерейское мужских и женских монастырей монахам и монахиням, где архиерей Епархии своей в городах бывает. А дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам - гостиница, болящим - врачебница, убогим - место упокоения».
Митрофан выдавал неимущим из своей архиерейской казны одежду, белье, пособие деньгами. Для нищих устраивал столы. Он помогал не только русским, но и нуждающимся иностранцам. Он не считал предосудительным пользоваться знаниями иноземцев, но настораживался и чуждался их, когда они выступали против Православной церкви.
В 1700 году началась продолжительная война со Швецией, вести которую России было очень трудно из-за недостатка средств. Накануне (в те самые дни, когда произошла ссора епископа с царем) государь, уже готовившийся к войне, откровенно сказал Митрофану о недостатке в деньгах. Его слова нашли живой отклик в душе святителя, который смотрел на войны православной России как на борьбу «против неприятелей Креста Святого». Из казны архиерейского дома епископ Митрофан взял 4000 рублей и отдал «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже». Война истощила и без того небольшие средства, находившиеся в распоряжении царя, так что он вынужден был переливать на пушки церковные колокола. Нельзя сказать, что Митрофан одобрял эти действия, но как патриот земли русской он понимал то трудное положение, в каком оказалась Россия. Епископ тут же доставил в Воронежское адмиралтейство 3000 рублей.
ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ
Последнее свидание святителя и государя состоялось в феврале 1702 года, когда Петр I, пользуясь перерывом в войне со шведами, прибыл для корабельных работ в Воронеж. Царь знал, что святителю Митрофану дороги успехи России, а потому и привез ему в подарок «печатный чертеж о Слюсенбурхе», т.е. изображение взятия русскими войсками (11 октября 1702 года) шведской крепости Нотебург, переименованной Петром Великим в Шлюсельбург (Шлиссельбург) - ключ-город, так как она открывала России доступ к Балтийскому морю. Более не суждено было увидеться на земле великому святителю и великому государю. 1703 год, когда святитель Митрофан достиг 80-летнего возраста, был последним годом его богоугодной жизни. 2-го августа его постигла тяжелая болезнь, от которой он уже не смог оправиться. Но если поучительна многолетняя жизнь святителя Воронежского, то не менее поучительна и поистине блаженна его кончина. Это была кончина праведника - достойное завершение всей святой жизни.
Без печали он оставлял этот мир: не скорбел о разлуке с земными радостями и утехами, которых было мало в его подвижнической жизни. В сане епископа Митрофан получал значительные доходы и мог бы устроить свою жизнь с большими удобствами. Но святитель не считал своими получаемые деньги, помня ту истину, что «церковное богатство - нищих богатство». В своей келейной жизни он был прост. Его «домовой обиход» отличался удивительной скромностью: из записи на Воронежский архиерейский дом видим, что для личных нужд святителя приобретались такие незатейливые покупки, как оловянные стаканы и железные щипцы для сальных свеч. В келии владыки не было никаких украшений, кроме картин, подаренных царем. Пища епископа ничем не отличалась от пищи служителей архиерейского дома.
Нищелюбивый и милосердный владыка Воронежский усилил свои заботы о нуждающихся. Он помогал нищим, заключенным. Пытался изменить положение тех, кто жил в убогом состоянии, особенно старался это сделать в последние месяцы своей земной жизни. Святитель мирно преставился 23 ноября 1703 года. Один из свидетелей кончины святого Митрофана записал: «В лето от рождества Христова 1703 года ноября 23 в шестом часу дня, во второй четверти, во вторник, между патриаршества, изволением всемогущего Бога он, преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, а в схиме Макарий, отошел в вечное блаженство... А на престоле своем в Воронеже, в архиерействе был двадцать лет и восемь месяцев, всех же лет жития его восемьдесят лет и полмесяца».
Тело святителя облачили в шелковую зеленого цвета мантию, положили в дубовый, обитый черным сукном гроб и перенесли в Благовещенский собор. На погребении святителя Митрофана присутствовал сам царь Петр Великий. Государь собирался в Воронеж на верфи, а получив донесение о смерти своего духовного наставника, ускорил приезд и дал распоряжение отложить погребение на 11 дней. Справедливо замечают, что такие почести вряд ли оказывал кто-либо из русских государей кому-нибудь из архиереев. В субботу 4 декабря погребальное пение совершал архимандрит Воронежского Алексеевского монастыря Никанор «с прилунившимися игуменами и прочим освященным собором». Отпевание производилось по монашескому, а не по иерейскому чину; пели певчие государя, который «со своим царским синклитом» присутствовал в церкви.
Когда по окончании заупокойного богослужения духовенство готовилось поднять гроб, государь обратился к свите: «Что ж мы стоим? Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело сами». С этими словами Петр Алексеевич первый взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. Там обычно погребали до 1773 года всех архиереев.
После панихиды царь снова вместе с вельможами и офицерами поднял гроб и опустил в землю. При этом, обращаясь к своим приближенным и иноземцам, государь громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».
Эти справедливые слова любви и благодарности в устах труженика-царя были лучшей речью над могилой труженика-святителя. Царя и епископа связывала любовь к отечеству, и оба они, хотя и на различных путях, трудились на благо дорогой Родины.
ЧУДЕСА И ОТКРЫТИЕ МОЩЕЙ
Поколение свидетелей благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но память о нем не ослабела. Образ преподобного старца глубоко врезался в душу народную. Много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, где уже начинали происходить чудеса исцеления. Так было положено начало его открытому прославлению.
Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана в 1716 году, стала рушиться. Ее пришлось разломать, чтобы воспользоваться материалом для новой постройки. В 1718 году гроб с телом бывшего владыки Воронежского из исподной палаты Архангельского придела, по повелению епископа Воронежского Пахомия был перенесен в церковь Неопалимой Купины, под деревянной соборной колокольней. По окончании страительства, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле, близ самой южной стены, в вышнем первом месте к углу».
При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, что окончательно укрепило убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского. С 1830 года особенно усилилось стечение богомольцев ко гробу святителя. Различные чудеса у могилы стали происходить каждый день. Невозможно их все описать, но существует книга под названием «Воронежские архипастыри», где все чудеса подробно описаны.
Святейший Синод предписал епископу Воронежскому Антонию (Смирницкому) «скромно и осторожно наблюдать за событиями». До поднесения всеподданнейшего доклада императору Николаю Павловичу об открытии мощей св. Митрофана Синоду было представлено девяносто девять свидетельств о чудесах.
Весной 1831 года производилась поправка обветшавшего Воронежского кафедрального собора. Решено было освидетельствовать прочность фундамента и заменить пол. Когда церковный помост был разобран, то около стены, на правой стороне, оказался склеп с разломанным наверху его отверстием, через которое увидели гроб без крышки (она истлела), а в нем тело святого Митрофана «в нерушимой целости». Об обретении мощей в начале 1832 года тайно было донесено императору Николаю Павловичу, который передал дело на рассмотрение Святейшего Синода.
Синод решил не медлить более с прославлением угодника Божиего. 18-19 апреля 1832 года производившая дознание комиссия доносила Святейшему Синоду, что, несмотря на чрезвычайную сырость места погребения святителя, исподняя доска гроба «на коей покоится тело, особенно осталась целою», схимонашеское облачение святителя оказалось невредимым, а тело его - нетленным. Ни у кого не оставалось никакого сомнения «в святости мощей».
Получив донесение комиссии, Синод предоставил императору Николаю Павловичу на утверждение доклад.
1) Тело Воронежского епископа Митрофана, в схимонахах Макария, признать за мощи несомнительно святые.
2) Износя оные с подобающею честию из подземного склепа в кафедральный Благовещенский собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения.
3) Службу преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба.
4) Память сего святителя праздновать в день преставления его, 23 ноября. Государь-император утвердил этот доклад, а на торжество открытия мощей святителя Митрофана им был назначен один из членов Святейшего Синода, архиепископ Тверской Григорий.
Ко дню Преображения Господня, 6 августа 1832 года, когда было назначено открытие мощей, в Воронеж собралось из разных губерний до пятидесяти тысяч благоговейных почитателей новоявленного угодника Божиего. Вскоре после литургии по соборному благовесту начался звон во всех церквах города. Из приходских храмов отправился крестный ход в кафедральный Благовещенский собор...
По окончании молитвы два священнослужителя, сойдя в склеп, подложили под исподнюю, уцелевшую доску гроба лентионы, концы которых подали стоявшим по бокам могилы священникам. Наступила самая торжественная минута, наполнившая трепетом духовного восторга сердца присутствующих: при непрерывном и тихом пении «Господи, помилуй» мощи святителя Митрофана на лентионах медленно поднимались из земли, где покоились 128 лет. Стоявшие у могилы епископы с помощью священнослужителей положили святые мощи в новую кипарисовую раку и покрыли покровом.
Вечером, со всеми чествованиями, раку с мощами новоявленного чудотворца перенесли в Архангельский собор. После окончания литургии мощи были поставлены ближе к южным боковым дверям алтаря для всеобщего чествования. В это же время император Николай Павлович прислал для возложения на раку золотой покров, а спустя 40 дней после открытия мощей сам прибыл в Воронеж, чтобы поклониться честным мощам святого первопрестольника.
День прославления святителя Митрофана ознаменовался «обильным излиянием чудес на всех с верою прибывших к целебноносной раке и искавших врачества недугов телесных и душевных», что еще более увеличивало торжественную радость праздника (см. историко-биографические очерки «Воронежские архипастыри»).
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И МИТРОФАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Бытует мнение, что церковь, приютившаяся у самой кромки водохранилища, была построена по указу царя Петра I для того, чтобы освящать построенные корабли на Воронежской верфи.
Полное ее название - Успения пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Этот престольный праздник отмечается 15 (28) августа. Он славит «мирную, тихую, святую и блаженную кончину» Богородицы. Ее земная жизнь окончилась спустя 15 лет после распятия Иисуса Христа. О предстоящем неизбежном в человеческой жизни событии Ее уведомил архангел Гавриил. Пречистая Дева с радостью стала готовиться к переселению в небесную обитель Сына своего. Сам Иисус Христос явился принять душу Матери и вознес Ее на небо. Тело погребли в Гефсимании, но на третий день дивным смотрением Божиим оно тоже было взято в вышние дали.
Приреченская церковь - одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение края. Точное время ее закладки не установлено. Примерно это произошло в первые два десятилетия существования крепости Воронеж. Сначала церковь была монастырской. Успенский мужской монастырь возник около 1600 года постановлением царя Бориса (Годунова). Но не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на островке возведено адмиралтейство, включившее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А.Меньшикова, Ф. Апраксина, Ф.Головина, Н.Зотова. По обе стороны монастыря тянулась верфь.
После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 года на воду спустили первый корабль - галеру «Принципиум», чуть позже - многопушечный корабль «Апостол Петр». В 1700 году по чертежам самого государя был возведен корабль «Предистинация», в 1703 году - «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 году на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Воронеж», «Дельфин». На стапелях строилась «Ластка». На берег вытащены «Спящий Лев», «Самсон», «Старый Орел», «Шпага».
Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре событий, мешал верфям. В 1700 году он был упразднен Петром I и слит с Алексеевским Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников.
Богослужения в ней совершал и первый епископ Воронежский Митрофан. Да и сам Петр I очень часто (по легенде) пел на клиросе.
Строительство флота закончилось в начале 1711 года. Единственным свидетелем тех славных событий осталась Успенская церковь: часть построек сгорела в пожаре 1748 года, часть разрушена временем и небрежным отношением к истории наших предков. Цейхгауз погиб при взрыве вражеской бомбы в 1942 году. Осталась стоять лишь Успенская церковь, которую в наши дни полностью восстановили.
В 1833 году, после возобновления Благовещенского собора трудами архиепископа Воронежского Антония, сюда были торжественно перенесены из архангельского собора мощи святителя Митрофана. Воронежское купечество устроило для святых мощей серебряную вызолоченную раку в семь пудов.
Со временем вокруг Благовещенского собора образовался мужской монастырь, куда стекалось огромное число богомольцев, так что на августовский день памяти Святителя весь обширный луг в низине у монастыря (который назвали Митрофановским) был занят тысячами телег.
Монастырь в историческом ядре города сразу же стал одной из главных достопримечательностей губернии. О нем упоминали все, кто, путешествуя, заезжал в Воронеж, оставляя записки о посещении нашего города. Первым делом они стремились поклониться святым мощам. Много паломников побывало в монастыре, среди которых в 1846 году был и Н.Г.Чернышевский, стремившийся заручиться покровительством святого Митрофана перед поступлением в университет. Кто же был инициатором образования монастыря? После того как святитель Митрофан был причислен к лику святых Русской Православной Церкви, Воронеж, как мы уже говорили, посетил император Николай I с супругой. При нем были составлены житие, служба и акафист чудотворцу Митрофану, освящены в Епархии храмы и приделы ему посвященные.
Тогда у Владыки Воронежского и зародилась мысль об учреждении мо-настыря. Но только спустя два года архиепископ Антоний II обратился с та¬кой просьбой в Священный Синод. Синод представил императору свои предложения, которые были высочайше одобрены 1 августа 1836 года. Один из пунктов царского указа гласил: «Учредить при нынешнем Благовещенском соборе мужской монастырь. Монастырю сему быть первоклассным и именоваться кафедральным Митрофановским Благовещенским, а настоятеля иметь в особе епархиального архиерея». Штат утверждался в количестве 33 человек.
Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года. Кафедра епископа перенеслась в Троицкий Смоленский храм, а Благовещенский монастырский собор стал одним из важнейших религиозных центров православной России.
В 1902 году в связи с подготовкой к двухсотлетней годовщине со дня преставления святителя Митрофана начался капитальный ремонт всех построек монастыря.
Внутри Благовещенского храма внимание молящихся прежде всего привлекала драгоценная рака святителя. Мощи его покоились в кипарисовом гробу. Он был вложен в серебряную раку, которая стояла на шести бронзовых вызлащенных ножках в виде орлов. В изголовье раки помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери в драгоценном окладе. По преданию этой иконой благословил Митрофана при возведении в сан епископа патриарх Иоаким и она находилась в святительской келье.
Под полом Благовещенского собора была устроена усыпальница для погребения архипастырей.
До 1822 года на территории монастыря находилась духовная семинария и мужское духовное училище. В 1889 году при обители открылась церковноприходская школа. Монастырские ризница и библиотека владели ценным собранием старинных исторических и богослужебных предметов и книг.
Внутри монастырского двора иеромонахом Серапионом в 1893 году была устроена часовня. В ней находился резервуар для воды, который пополнялся из глубокой скважины. Снаружи на стене была укреплена икона «Живоносный источник».
В июле 1919 года в Митрофановском монастыре распоряжением Губчека был устроен концлагерь. Около 300 узников разместили в кельях и других строениях. Действовал концлагерь до 1923 года. Но в храмах монастыря служения не прекращались.
Считается, что монастырь был полностью разрушен в дни Отечественной войны в 1942-1943 годах. Занятая немецким наблюдательным пунктом колокольня расстреливалась с левого берега советской артиллерией, пока не превратилась в руины. Пострадали и храмы. Война есть война... Но остальные здания лишь выгорели, кирпичные коробки могли быть восстановлены. В уцелевших монастырских зданиях в 1943 году поселилось множество жильцов. Последняя точка в судьбе монастыря была поставлена в начале 1950-х годов. Намечалось строительство главного корпуса университета...
ЧТО ПРОИЗОШЛО С МОЩАМИ СВЯТОГО МИТРОФАНА В XX ВЕКЕ?
В 1917 году установилась в России беззаконная власть. Началось поругание святынь, поношение и истязание святителей, монахов, священников. Но чем больше притесняли Православную Церковь, чем больше смеялись над ее святыми таинствами, тем более русские люди стояли за нее, раскаиваясь в мимолетном отступлении. Тогда безбожные власти приступили к систематическому уничтожению Православия. Одним из актов их кощунства явился так называемый «процесс по вскрытию мощей». Из большевистского центра были разосланы распоряжения «приступить к вскрытию мощей, если на то есть инициатива местного трудового населения», с рекомендацией проводить данную операцию в наиболее благоприятное время - когда в храме не много молящихся. Однако в Воронеже эта кощунственная операция была проведена демонстративно открыто и подчеркнуто нагло.
В советском официозе по церковным делам журнале «Революция и церковь» был помещен пространный репортаж - подробности вскрытия мощей Святителя Митрофана, проиллюстрированный фотографиями и показаниями некоторых священнослужителей. Мнение журнала однозначное - церковники дурманят население на предмет святости и нетленности мощей; само же вскрытие прошло якобы с соблюдением законности и не оскорбило религиозных чувств верующих.
Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными останками Святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» - «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Красноармейцы оттеснили верующих от большой раки Святителя и вынули из нее кипарисовый гроб с мощами. Предложение владыки Тихона (Никанорова) самому извлечь мощи, было ими отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать одеяния со святых мощей, полностью обнажив их. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем для всеобщего обозрения святые мощи были подняты на штыки.
Монастырская братия и все верующие плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир (Даньшин) успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена Святителю по истечении земной жизни - претерпеть мученичество за Христа». Совершив надругательство, чекисты составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества собора как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе.
Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святому чудотворцу-мученику, усерднее стала их молитва. Но беззаконники не успокоились, они стали действовать более изощренно. В 1922 году коммунисты инициировали раскол в Православной церкви. Благовещенский собор (монастырь к тому времени был на грани закрытия) и находящиеся в нем мощи св. Митрофана оказались в руках раскольников-обновленцев. Святейший Патриарх Тихон отлучил обновленцев от церкви. Православные воронежцы оказались в затруднительном положении. Но православные священники объявили, как правильно следует себя вести: креститься в обновленческих храмах нельзя, все их таинства безблаговидны, их «святая» вода святой не является. Но иконы, а тем более такая великая святыня, как мощи угодника Божия, сохраняют благодать, находясь в плену у раскольников.
Обновленческие храмы пустовали, пустовала казна Благовещенского собора. Но к плененным в нем святым мощам приток молящихся не ослабевал. В 1926 году у св. Митрофана побывало более 20 тысяч паломников.
Но губернский комитет партии не ослаблял своего натиска на великого молитвенника Воронежского. Было принято решение о проведении в день прославленного святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на Соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов. К тому же прошел слух о возможности повторного «разоблачения» святых мощей. Вот взгляд на происходящее современника, человека верующего. Воспоминания были опубликованы после войны за границей. Опасаясь навредить родственникам в Воронеже, автор не раскрыл свою фамилию, а подписался: Виктор В-ч.
«Гордостью г. Воронежа был монастырь святителя Митрофана. На крутом высоком берегу реки Воронеж величественно стоял храм монастыря и красавица-колокольня. За много километров она резко выделялась, и золоченый крест высоко возвышался над городом. В1929 году, в Пасхальную заутреню у этого монастыря начался разгул погромной деятельности «Союза безбожников», возглавляемого неким Зориным (Зариным. - С.Л.).
Во время крестного хода вокруг храма появились комсомольцы с плясунами и ряжеными, пытаясь нарушить молитвенное настроение молящихся. Колокольного звона не было, колокола уже были сняты. Но, слава Богу, Пасхальная заутреня была дослужена до конца, и она была последняя в монастыре. «Союз безбожников» готовил новое нападение. В день памяти св.Митрофана тысячи богомольцев стекались на поклонение мощам святителя, город переполнился православным народом со всех мест русской земли. В самый разгар торжества неожиданно были запрещены всякие богослужения, был создан особый комитет из коммунистов, которые вскрыли мощи св. Митрофана, сели в автомобили вместе с останками, объявив, что мощи изымаются в связи с закрытием собора. Руководители этой церемонии - секретарь комитета коммунистической партии Варейкис и начальник области Рябинин.
Впоследствии оба они были расстреляны своими же большевиками. Собор закрыли. Мне пришлось быть там вскоре после его разгрома властями. Печальное зрелище. На полу валялось очень много священных книг. Золото, серебро и ризы были вывезены. Чудный иконостас из белого и голубого мрамора ломался с помощью кувалды...»
Далее мемуарист упоминает о судьбе звонницы: «Нашелся один маляр, который за тысячу рублей согласился срезать кресте колокольни: срезал и вскоре сошел сума».
Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни - благодатного источника чудотворений, были опечалены оскорбительными глумлениями коммунистов. Для честных останков святителя Митрофана началось новое пленение - теперь уже в Воронежском краеведческом музее, куда их определили безбожники. Пленение это продолжалось несколько десятков лет.
Надежда на возвращение святых мощей епископа Митрофана появилась после Великой Отечественной войны. Воронежский владыка через Святейшего Патриарха обращается к советскому правительству в надежде вновь обрести святыню к грядущему в 1953 году юбилею святителя. Но тогда правительство не удовлетворило прошение.
В начале семидесятых мощи, наконец, были переданы в резиденцию епископа Платона (Лобанова), что на улице Введенской, 6 (ул. Освобождение труда). Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года. 16 сентября на одной из близлежащих к Покровскому собору улиц раку со святыми мощами святителя и чудотворца Воронежского Митрофана встречали крестным ходом верующие с собором архиереев и сонмом духовенства. Дорога была устлана живыми цветами, несколько тысяч человек со слезами на глазах, с зажженными свечами ожидали святыню, аблаговест с кафедрального собора возвещал всему городу о возвращении его первопрестольника, который в свое время называл Воронеж «Домом Пречистой».
Раку со святыми мощами поставили в алтаре Покровского собора на горнем месте. Так много было желающих попасть в храм, что места не было даже во дворе, и люди стояли на предсоборной площади и слушали богослужение через усилители. Митрополит Мефодий тепло приветствовал гостей с праздником, отметив, что открытие храмов, обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.
Сергей Лаврентьев,
«Путеводительница по святым местам земли русской ОДИГИТРИЯ»
ОТ РЕДАКТОРА
Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года № 536 Воронежскому епархиальному управлению выделен земельный участок в Первомайском сквере по проспекту Революции, где началось строительство Благовещенского кафедрального собора – в память о трех крупнейших и красивейших соборах города, безжалостно уничтоженных богоборческой властью, и в знак покаяния воронежцев в безбожии и святотатстве.
28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство Благовещенского кафедрального собора.
15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II освятил закладной камень новой святыни епархии.
– Я убежден, – сказал Святейший Патриарх, – что Благовещенский кафедральный собор станет украшением города Воронежа, местом, где люди будут черпать духовные силы, согласие, мир и любовь друг к другу. Этот храм – не только памятник истории, но и памятник трем православным соборам, некогда украшавшим Воронеж. Его строительство – акт покаяния за грехи наших отцов и дедов, которые разрушали святыни Отечества.
6 декабря 2003 года в Воронеже прошли торжества в честь 300-летия со дня преставления святителя Митрофана. По окончании Божественной литургии многотысячный крестный ход направился из Покровского кафедрального собора к Благовещенскому, где перед памятником святителю Митрофану митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении одиннадцати архиереев Русской Православной Церкви, участников торжеств, соборно совершили молебен Воронежскому первопрестольнику.
7 апреля 2004 года, в престольный праздник кафедрального собора – Благовещения Пресвятой Богородицы, во временном нижнем храме была совершена первая Божественная литургия. С тех пор в храме начались регулярные богослужения.
5–6 декабря 2009 года ознаменованы в Воронеже торжествами по случаю перенесения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, из Покровского кафедрального собора города Воронежа в Благовещенский кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии.
Мощи воронежского первопрестольника святителя Митрофана помещены в раку, изготовленную из малахита уральскими мастерами.
Величественный Благовещенский кафедральный собор Воронежской митрополии – не только место молитвы и украшение центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения.