Архиепископа Антония можно по праву назвать одним из тех иерархов, чьи поступки и решения повлияли на облик русского Православия в XIX-ХХ столетиях. Главной делом жизни будущего святителя было прославление святых — два величайших святителя — Тихон Задонский и Митрофан Воронежский были канонизированы именно благодаря его трудам.
Сам же святитель Антоний при жизни оставил «Наставления» своей пастве, и будущим поколениям. Публикуем некоторые выдержки.
Кому нужно Евангелие?
«Евангелие, – говорил архипастырь, – нужно не для одних монахов; мирские люди находятся в житейском море; кораблец их угрожает частыми треволнениями. Если не будут держаться Слова Божия и полагать его в основание своих мыслей, чувствований и поступков, то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к небесам».
Благочестие
«Благочестие, – говорил он, – приближает человека к Богу. Подвиги благочестия доставляют такую славу, которая выше земных почестей».
Пути спасения
Преосвященный Антоний некогда говорил о святом Антонии Великом, что этот угодник Божий считал три пути, ведущие человеков к Небесному Царствию. Иные люди от юности возлюбили Бога и всем сердцем Ему работают – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются страхом будущих мук и ожиданием неизреченных радостей – это второй путь. А иных по Своему милосердию Господь спасает, посылая им болезни и разные бедствия, которые их исправляют и приводят к добродетели, – это третий путь.
Память о Боге в счастье и горе
Говорил преосвященнейший: «Когда тревога, тогда и до Бога. Так люди по большей части в несчастьях прибегают к своему Зиждителю: в счастье мало думают о Виновнике и Подателе всех благ – Боге, мало заботятся о спасении души своей. В счастье же, по словам Иоанна Златоуста, человек должен почитать себя должником Божиим; а в несчастье, когда несчастье переносит без роптания, с благодарением и молитвой, то Бога имеет своим должником».
О разговорах в церкви
Некогда после обедни сидели у преосвященного родные и еще некоторые госпожи. Архипастырь спросил у одной из них: «Что вы не взяли с собой маленького своего сынка?» – «Ваше высокопреосвященство! он все разговаривает в церкви». Здесь же сидела одна благородная девица, которая, вероятно от болезни своей, тоже часто говорила в церкви. Она отозвалась: «Нельзя же и не говорить». На это владыка сказал: «Говорить в церкви не должно. Всему есть свое время, время говорить, время молчать. В церкви же должно молчать, слушать, что читают, поют, и молиться Богу. И епископ слушает, когда читает чтец, и не должен в то время делать возгласа, но, покоряясь уставу Святой Церкви, пребывает в безмолвии. Грешно говорить в храме, ибо разговоры во время богослужения оскорбляют величие Божие, умаляют честь Божию, унижают любовь Божию. Почему нечестивые и дерзкие, как уничижители Бога великого и страшного, должны опасаться суда Божия».
О Божественных дарах в дни святых праздников
Говорил некогда преосвященный Антоний, что всеблагой Господь награждает верующих Своих, Его любящих и усердно Ему работающих, особенно в великие праздники, на Рождество Христово, в Крещение, на Пасху и другие, посылая им бесценные праздничные подарки: иному слезы о грехах, любовь, смирение; иному долготерпение, благость; кому чистую молитву; а иногда посылает и временные вещественные награды.
Душевная слепота
«Слепота есть не одна телесная, но и душевная. Душевная слепота бывает и при мудрости земной, когда человек не старается узнавать волю Божию или, узнав, действует вопреки оной. Неверие помрачает ум и препятствует видеть истину; злоба затемняет око души, отчего вместо добра желают и делают зло. Слепота душевная есть незнание себя, удаление от себя памятования смерти, суда и геенны. Эту слепоту составляют все смертные грехи и порочные страсти, которым предается человек и не старается их в себе истребить. А чувствуя на душе своей слепоту греховную, столь пагубную, обратимся в усердных молитвах ко Господу, и подобно слепцам, в Евангелии упоминаемым, вознесем к Нему с умилением глас свой: «Помилуй ны, Иисусе, сыне Давидов!» Или каждый из нас да приносит эту молитву: «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть». Человеколюбивый Господь, Спаситель наш, Который есть истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, просветит мысленные очи сердца нашего светом Божественных Своих велений и Своей Благодатью поможет нам неуклонно проходить путем добродетели, необходимой для наследования обетованных благ».
«Святая Святым!»
Мы в церкви слышим возглашение служителя алтаря Господня: «Святая Святым!» Эти слова должны нас вразумлять, чтобы не иначе жили, как свято. Ибо святое только святым назначено. По звавшему вы святому, говорит святой апостол Петр, «и сами святи во всем житий будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз, то есть Господь Бог, свят есмь» (1 Пет. 1: 15-16).
О кротости
Еще преосвященный говорил: кротким открываются Тайны Божии. На кого воззрю, сказал Господь наш, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих. Кто же кроткий? Тот, которого когда укоряют, а он не гневается.
«Райских дверей отверзение»
Преосвященный Антоний обращался часто в молитвах своих к Пресвятой Госпоже Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, к сему словесному Раю; ибо если и в земном раю не было никакой беды, ни болезни, ни печали, ни воздыхания, то если кто начнет притекать к Богородице – мысленному радостотворному Раю, избавится всех бед и зол, и ожидаемый рай наследует сим Раем. Ибо Царица Небесная есть райских дверей отверзение.