«Российский Златоуст» – свт. Димитрий Ростовский | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации «Российский Златоуст» – свт. Димитрий Ростовский

«Российский Златоуст» – свт. Димитрий Ростовский


Иерей Павел Колбасов
«Российский Златоуст» – свт. Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша преодолевала новый этап в своем историческом развитии. Это было время петровских реформ, время непростое для Церкви, время очень трудное для народа. И как важно было тогда, чтобы Православная Церковь, даже лишенная своего канонического и законного Предстоятеля в лице Патриарха, продолжала оставаться голосом совести своего народа, учительной силой. И святитель Димитрий Ростовский, соединивший в себе силу духа Киево-печерского подвижника с просвещением и образованием, присущим его веку, внес огромный вклад в духовную жизнь нашего Отечества. Его устные проповеди и его письменные творения сегодня воспринимаются церковным преданием как святоотеческая письменность, потому что влияние святителя Димитрия было так велико и так сильно, что оно действительно осуществляло перемены в сердцах людей, сохраняло Церковь нашу в единстве, в благочестии, в ревностном служении Господу, а народ наш - в глубокой вере. Через его письменные творения не только вся Русская Церковь познакомилась с тем, что он говорил и чему учил, но и весь православный мир.

18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет. Будучи истинным патриотом, о. Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой "Диарий" (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре - во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов он в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его "Российским Златоустом". Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией и мужественно отстаивал православные взгляды.

По переезде в Киево-Печерскую Лавру свт. Димитрий стал выполнять послушание по составлению житий святых и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения. Он собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны свт. Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.

Будучи в святительском сане свт. Димитрий завершил основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых). Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев». Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию. К сожалению, труд этот остался незавершенным Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке); «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Сегодня страна наша проходит через крутой поворот в своей истории, и для Церкви это времена непростые. Наше время воспринимается как время особой ответственности. От того, что удастся совершить нынешнему поколению людей, во многом будет зависеть и лицо страны, и лицо Церкви. Вот почему так необходимо сегодня, как и во времена святителя Димитрия Ростовского, прислушиваться к тому, что Бог говорит людям своим, через святых угодников своих. Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению». Время то было немногим легче, чем наше время, и тогда, как сейчас говорят, были новые вызовы и новые соблазны, новые мировоззренческие проблемы, перелом жизненного уклада. Святитель проповедовал в стране нашей, народу нашему истину, которая открывается во Христе. И эта истина была услышана, и потому мы прославляем его имя.

Если все мы будем верны тому, к чему нас призывает Господь, мы будем иметь жизнь с избытком в земном нашем бытии и в Царствии Небесном. Аминь.

Подготовил благочинный Благовещенского кафедрального собора

иерей Павел Колбасов


Возврат к списку