Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, как Христос беседовал с богатым юношей о наследии жизни вечной и об опасностях богатства в деле спасения души.
Мы слышали, как некий юноша подошел к Иисусу, кланяяся Ему и говоря: «Учителю благий! Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19: 16).
Юноша, подошедший к Иисусу, по сказанию евангелиста Луки, был из рода князей. Подойдя к Иисусу, он поклонился и просил указать ему путь к вечной жизни. Слова: «Учитель благий!» составляли обыкновенное приветствие учителю, делаемое со стороны тех, которые хотели просить у него совета. Как мы слышали, юноша этот соблюдал заповеди и предписания закона Моисеева, как учили книжники, но только внешним образом, не обращая внимания на внутреннюю сторону их – на свои мысли, чувства, желания. Вот почему совесть его не была спокойна, и он спрашивал у Иисуса, что ему сделать, какие исполнить добродетели, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную.
Иисус же спросил у него: «что называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19: 17).
Господь видел, что юноша подошел к Нему с искренним усердием узнать путь спасения; но подошел к Нему не как к Богу, а как к обыкновенному человеку учителю; поэтому Господь, желая привести его к совершенству, дает заметить ему, что наименований, приличных Богу, не стоит из вежливости приписывать людям. Потом, отвечая на вопрос юноши, указывает ему на исполнение заповедей, указанных в законе.
Иисус перечисляет ему заповеди, но юноша подумал, что для получения вечной жизни, кроме обыкновенных дел закона нужны еще другие заповеди и особенные подвиги благочестия, и ожидал, что Иисус укажет ему какой-то подвиг такого рода, поэтому и спросил: какие это заповеди?
Спаситель сначала указал ему на то, что всем заповедано, и для примера обратил его внимание на 5, 6, 7, 8 и 9 заповеди, которыми предписываются любовь к ближнему и возлагается обязанность жертвовать своим благом на благо других.
Юноша ответил, что все это сохранил от юности своей, чего же не достает мне?
Отвечая так, юноша знал, что исполнил эти заповеди от юности внешним образом; но совесть его была не спокойна, внутренний голос говорил ему, что он недостаточно подготовлен к жизни вечной, поэтому и выражал он искреннее желание узнать и соблюсти большее. Спасителю понравилась искренняя речь юноши и его стремление к большему совершенству на пути спасения души.
Поэтому Иисус говорит ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Это значит, что ты соблюл, то соблюл по-иудейски, наружно, не усвоив духа этих заповедей. Если хочешь быть совершенным Моим учеником и верным наследником жизни вечной, то при исполнении заповеди любви к ближнему не только не посягай на собственность его, но пойди, продай имение свое и раздай все на пользу его, не удерживай ничего ни для себя, ни для плоти и мира. И гряди в след Мене, т.е. не только откажись от своего имения, но и следуй за Мной, веди жизнь такую, которую Я заповедаю вести. Приготовься благодушно терпеть все, что ни постигнет тебя. Такое самоотвержение составляет высокую степень совершенства, не для всех доступную и обязательную.
Услышав такие слова, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Юноша услышал раскрытие истинного смысла и духа заповеди о любви к ближнему и опечалился. У него было большое имение, и жил он, ни в чем не нуждаясь, ни в чем себе не отказывая. Тяжести и лишения в жизни страшили его, и потому он не мог расстаться с богатством и отошел от источника спасения – Господа, не получив спасения.
Иисус же сказал ученикам: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство небесное.
Эти слова сказал Иисус ученикам, увидев, что юноша отошел опечаленным. Как замечает свт. Иоанн Златоуст – не богатство порицает Иисус, а тех, кто пристрастился к нему.
И еще говорю вам: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19: 24).
Ученики ужаснулись от строгих слов Господа, потому, что не могли понять, как пристрастие к богатству и желание удобств к жизни – столь естественное желание для человека – могло служить таким большим препятствием идти во след Господа. Поэтому Христос подтвердил Свои слова сказав: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19: 24). Под верблюдом одни разумеют животное, другие – толстый канат, употребляемый при бросании якорей для укрепления кораблей. В том и другом случае, это употребление означает, невозможность привязанному к богатству, достигнуть Царствия Божия.
Услышав эти слова, ученики изумились и сказали: Так кто же может спастись?
Апостолы сами оставили свое имение, но воображали вознаградить это лишение при будущем царстве Христовом на земле, но когда услышали, что отречение от земных благ должно быть не у них одних, но у каждого человека, даже самого богатого, как этот юноша, то с изумлением сказали: кто же может спастись?
Иисус взглянув на них сказал: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19: 26).
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эти слова Господа, говорит, что Господь воззрел на учеников кротким взором, чтобы успокоить волнующиеся мысли и разрешить их недоумения. Словами Своими внушая ученикам, что судя по-человечески, это совершенное отречение от богатства кажется делом невозможным, но при помощи благодати Божией оно возможно для человека.
Дорогие братья и сестры, всем нам полезно сегодняшнее поучение, которое мы слышали в Евангелии. Будем же просить Господа, дать нам сил, мудрости, терпения в деле спасения нашей бессмертной души. Чтобы нам удостоиться наследия жизни вечной во Христе, Господе нашем. Аминь.
Диакон Алексий Неделин