XXI век – век прогресса, высоких технологий, век относительного мира и стабильности. Если пролистать книгу истории нашей страны, да и всего человечества в целом – мы увидим многочисленные, бесконечные войны, вызывающие голод, междоусобные брани, страшные эпидемии, уносящие миллионы, миллиарды человеческих жизней. Но, во все эти времена, страшные времена, и на поле брани и в каждом доме, и в сердцах людей непременно был Бог. Бог – это любовь, Которая делает человека – человеком. Люди были милосердны и сострадательны друг к другу, заботились о ближнем, строили храмы и монастыри, помогали нуждающимся.
А сейчас, когда мы, в нашей стране, живем в мире (над нашей головой не свистят пули), когда у каждого есть кусок хлеба (наши дети не умирают от голода как в Африке), когда при желании каждый может трудоустроится (ключевое слово – при желании), когда мы окружены комфортом (у каждого есть крыша над головой, мягкая уютная постель, ТВ и смартфон), мы забыли, что значит быть «Человеком». Люди стали закрытыми, озлобленными, нет никакой любви к ближнему, даже среди нас, православных. А все почему? Потому, что мы забыли Бога. Да, именно так. Мы можем каждое воскресенье ходить в церковь, водить детей в Воскресную школу, соблюдать посты и внешние предписания, но в нас не живет Бог, потому, что в нас нет любви. Мы не слышим Его, мы стали глухи, немы и слепы.
Задайте себе лично вопрос: когда вы последний раз сделали доброе дело? Когда последний раз исполнили заповедь Христову о любви к ближнему? А любовь к ближнему – это милосердие и милостыня. Те вещи, о которых Христос говорит с нами со страниц Евангелия за каждым богослужением, те вещи, о которых мы читаем на страницах православных газет и порталов. Но слова эти не касаются нашего сердца. У нас есть уши, но мы не слышим, у нас есть глаза, но мы не видим. Мы перестали сострадать, мы не переживаем чужую боль и беду, как свою, ничто не касается нашего сердца. Мы стали бесчувственными и бессердечными.
Мы стали очень забывчивыми. Мы забыли о Боге. Помните, как говорит Бог в книге пророка Исаии? «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Не к нам ли обращены эти слова? Мы посещаем богослужения, чтим устами Бога, а где сердца наши? Они окаменели и ничего не чувствуют. Мы думаем только о себе, о своем маленьком мирке, вокруг которого сосредоточено все наше бытие. И в этом маленьком мирке нет места ни ближнему, ни Богу.
Скажите я не права? Тогда ответьте себе честно, как давно вы проявляли заботу о ближнем? Или о Боге? Мы думаем, что все нам должны – ближние, государство, даже Бог. Но мы забываем, что у нас есть тоже обязанности. У нас есть достаток (кто-то более обеспечен, кто-то менее) – а мы с этого достатка поделились с нуждающимся? Хоть раз в месяц мы помогли кому-то? Пролистывая ленты новостей в социальных сетях и на сайтах мы постоянно видим просьбы о помощи. Не доверяете им – есть благотворительные фонды, которые занимаются помощью больным людям, малоимущим – неужели с нас убудет, если мы хоть раз в месяц переведем 50 рублей? Мы возмущаемся тем, что футболисты получают многомиллионные зарплаты, что наше государство прощает долги другим странам, а на лечение детей мы собираем смс-пожертвованиями. А не надо возмущаться. Надо делать добрые дела, тихо и незаметно. От колыхания воздуха ничего не изменится, а эти 50 рублей спасут чью-то жизнь. И это важнее. Это дело любви, это наша обязанность.
А еще мы как должное, как само собой разумеющееся принимаем заботу о себе от Бога. Мы просим у Бога – Он дает, мы снова просим, Он снова дает. А мы заботимся о Нем? Я опущу духовную составляющую заботы о Боге, и подниму материальную. Одной из форм проявления заботы о Боге – это забота о Его доме – о храме. Каждый из нас прихожанин какого-то храма. Мы приходим на службу, и хотим, чтобы в храме было чисто, тепло, горел свет. А часто ли мы задумываетесь о том, что стоит за этим благолепием? Женщинам, которые моют полы в храме и чистят подсвечники нужно платить. Почему платить? А вы согласитесь остаться после службы и помыть полы, приходить хоть раз в неделю в храм и убираться, во славу Божию? Любой труд достоин уважение и должен быть оплачен. Это их труд, это их работа. Мы изумляемся счетам за коммунальные услуги, которые приходят нам ежемесячно за дом или квартиру. А можете себе представить, сколько нужно заплатить за свет, воду, отопление храму? Вы думаете со стороны коммунальщиков есть какие-то поблажки по отношению к церкви? Нет. Скажу вам даже наоборот. Если вы не оплатите коммунальные услуги, на следующий день вам не придут и не отрежут свет. А храму его отключат через три дня. И у церкви нет никаких субсидий и льгот. И, если зимой не заплатить за отопление, то в храме будет очень холодно. Вы будете крестить ребенка в купели, вода в которой покрыта коркой льда? И, если мы можем стоять на службе в пальто и шубе, то священники служат только в облачении. И, если через неделю весь клир – и священники и дьякона слягут с температурой и воспалением легких, то некому будет нас причащать и соборовать умирающих. А еще деньги нужны на пошив облачений, на покупку церковной утвари и храмовых икон, на текущий ремонт, в конце концов на зарплату священникам, певчим хора, на печать приходской газеты, которая зачастую раздается бесплатно. Семьи священников, как правило многодетные. Их дети тоже хотят есть, их тоже надо одевать и обувать. Вы скажете, что апостолы кормились от плодов своих трудов. А вы возьмете на работу священника, который будет у вас постоянно отпрашиваться с работы, потому, что ему нужно на службу, или потому, что ему нужно срочно причастить умирающего?
Материально церковь живет только за счет пожертвований. Ответьте себе на вопрос – когда вы в последний раз жертвовали на нужды храма? Мне иногда очень хочется провести эксперимент, и попросить после службы поднять руки тех людей, которые положили в церковную кружку для пожертвований хоть 50 рублей. Дай Бог, чтобы из 100 человек руки подняли хоть 10. И это не просто голословные утверждения. Хорошо, если кружка хоть на половину будет наполнена мелочью по 5 рублей. Сейчас практически у каждого храма есть сайт с разделом «Пожертвовать на храм», в том числе и у нас. Открою вам секрет – только один человек, по имени Денис, раз в месяц жертвует 1000 рублей. Все.
Сейчас стало модной тенденцией обсуждать несметные церковные сокровища и машины священников. А вы посмотрите чуть дальше скандального заголовка – на сельские полуразрушенные храмы, на бедственное положение многих монастырей, которые кричат о помощи. Этого мы предпочитаем не замечать. Мы делаем регулярно ремонт в своем жилище, но не хотим и маленькой толикой поучаствовать в ремонте дома Божьего. Увидьте полусгнившие и облезшие полы в сельских храмах, протекающую крышу и т.д. Для этого нужно просто сесть в свой автомобиль проехать несколько сотен километров. Сельский батюшка будет очень рад и банке краски, и отрезу ткани для облачения престола, и новой хоругви.
Бог у нас ничего не занимал, и ничего нам не должен. А вот дать, Он нам много чего дал – жизнь, мир, детей, семью, здоровье, работу и т.д. И за это мы в долгу перед Богом. Наша благодарность и наша плата – это наша добродетельная жизнь, наши дела милосердия. Мы же живем так, будто не знаем, что нас ждет за порогом нашего земного странствия. Отказываясь, отворачиваясь от дел милосердия, не творя милостыни надо помнить только одно – рано или поздно мы все предстанем на Страшном Суде Божием. А безгрешных среди нас нет. И душа каждого возопиет к Богу: «Будь милостив ко мне». Что мы услышим? «Душа, а ты была милостива»? Бога обмануть невозможно. Развернемся мы и пойдем, сами знаете куда.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), — говорит Спаситель. За милостыню нам обещана конкретная награда — милость Божия, отпущение наших грехов. Вот что нужно помнить и никогда не забывать.
Лия Силуянова
Фото: Майкл Белк «Прогулки с Мессией»