Одна из самых известных фраз: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм, молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение Божие и помощь Его во всех добрых делах, и потом за скромной трапезой вспоминает с благодарностью уходящее лето и с особой духовной собранностью готовится к празднику Рождества Христова! А кто-то, не знакомый с духовными русскими традициями и просто историей Российского государства, отмечает этот день безудержным весельем и готовится к рабочим будням.
Так как же нам, людям православным, относиться ко всеобщему безудержному веселью и самим отметить гражданский Новый год?
Начнём с того, братия и сестры, что мы граждане своей страны и, хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Во всех храмах Русской Православной Церкви, обычно после вечерней службы 31 декабря, служатся новогодние молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий.
Братия и сестры! Нам никого не следует осуждать ни в эти, ни в какие другие дни. Сейчас мы готовимся к Рождеству Христову, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и должны помнить, что идут дни поста, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Мы должны помнить и о том, что православным христианам всегда было непросто соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества Христова далеко не все желающие могли прийти в храм, если только праздник ни приходился на субботу или воскресение, так как 7 января по новому стилю был обычно рабочим днем. Будем благодарить Бога за то, что сейчас мы можем и поститься, и молиться, и ходить на Рождественскую службу.
Новый год не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по православному. В дружеском застолье и общении нет ничего скверного, будь то простой день или Новый год. Отметить или не отметить общей трапезой государственное новолетие - личное дело каждого, можно ограничиться и только новогодним молебном, но надо помнить, что пост еще не окончен. Спокойно уснуть в эту ночь получается не у каждого, поэтому православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, подвести итоги и поблагодарить Бога!
«Из песни слов не выкинешь» - эту выдержку из истории России хотелось бы донести до душ, несчастных и лишенных настоящих праздников, граждан нашего великого государства, хранимого Богом: до Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января - на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова - и не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая не постную, скоромную пищу. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.
В 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь ее разрешили ставить в 1935 году.
Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом, чем в советское время, во множестве грехов. Причиной тому сначала стала советская власть, отнявшая у людей церковные праздники и насадившая свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год.
Дай Бог всем нам не потерять духовные русские традиции, историю и, самое главное, душу! Дай Бог всем нам с радостью встречать и провожать каждый день, данный нам Богом, и вечно Славить Его! Аминь.
Диакон Константин Дикарев,
клирик Благовещенского кафедрального собора,
31 декабря 2016 года.