«И все спрашивают друг друга, ласково:
«Не к Преподобному ли изволите?» — и сами радостно говорят,
что и они тоже к Преподобному,
если Господь сподобит. Будто тут все родные…»
И.Шмелев (Лето Господне).
Паломничество на Руси, всегда носило характер трудного, но очень благодатного подвига. Дети с малолетства приучались именно к такому восприятию хождения на богомолье. В современном мире, под воздействие технического, экономического и социального прогресса, изменился духовно-нравственный уровень людей. Дети в очень сильной степени подвержены соблазнам мира. Средства массовой информации, влияют на детскую психику сильнее, чем простые попытки донести до них духовные истины. Одним из средств противодействия отрицательному влиянию мира на неокрепшую детскую душу, становится паломничество по святым местам. Ведь самым незабываемым, на всю жизнь, остается прикосновение сердца к бесценным духовным сокровищам, которыми с избытком Господь наделил землю Русскую.
Тихое раннее утро 7 ноября 2014 года. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, воспитанники Воскресной школы Благовещенского кафедрального собора отправляются в паломническую поездку, посвященную 700-летию преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиеву Лавру и к великим Московским святыням – в Храм Христа Спасителя, в Московский Кремль и Новоспасский мужской монастырь.
В 5 часов 45 минут, дети и взрослые собрались в соборе, и протоиерей Александр Беляев отслужил молебен о путешествующих.
Все, приложившись к кресту и раке с мощами свт. Митрофана Воронежского, получив благословение о. Александра, располагаются в автобусе. Едем с комфортом, слушаем интересный рассказ нашего экскурсовода и уже настраиваемся на необыкновенную встречу, ведь сам преподобный Сергий нас ждет. Дети и взрослые внимательно слушали рассказы о житии преподобного Сергия, которое было наполнено любовью к родителям, братьям, ближним, Богу, об истории России и событиях XIV, XVII веков – Куликовской битве и русско-польской войне, об истории Свято-Троицкой Лавры.
Около 16 часов автобус въехал на центральную площадь со стороны Уточьей башни (в народе Утиная башня, откуда царь Петр I стрелял уток), выйдя из автобуса, все замерли, всё вокруг было умиротворенно и величественно. Расположившись в гостинице, и вкусно поужинав, мы отправились в Успенский собор на Всенощное бдение, практически все дети и взрослые собирались на следующий день, 8 ноября, с Божьей помощью, причаститься Святых Христовых Таин в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия. В этот день Святая Православная Церковь чтит память вмч. Димитрия Солунского.Его чудотворная икона (святыня Троице-Сергиевой Лавры) на всенощном бдении была вынесена на середину Успенского собора для поклонения верующим.
Когда-токнязь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Чудотворная икона великомученика Димитрия Солунскогобыла писана на меди и поднесена крейсеру 1 ранга «Димитрий Донской» в 1902 году. Она находилась в алтаре церкви крейсера и утонула вместе с ним. Размеры ее почти 2 метра в длину, вес - свыше 50 кг. После завершения Цусимского сражения, икону вмч. Димитрия, на японском берегу нашли рыбаки, которые отнеслись к находке очень благоговейно. Японские же военные моряки, узнав какому крейсеру принадлежала икона, вызвались передать ее «самому доблестному экипажу российского флота», что и было сделано в 1907 г. Ныне икона находится в алтаре патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры, и выносится на поклонение верующим в день памяти вмч. Димитрия Солунского.
Исповедовавшись у о. Александра, уставшие, но духовно ободренные, все отправились отдыхать. Ночь пролетела в один миг. И вот, мы, как одна большая дружная семья, собираемся на утреннюю молитву с чувством необыкновенной радости, ведь пройдет совсем немного времени, и мы будем молиться у раки преподобного Сергия, слушать чудный мужской хор Лавры, и причастимся Святых Христовых Тайн! Немало на русской земле монастырей, в каждом из них мы можем прикоснуться к великим святыням. Но Свято-Троицкая Сергиева Лавра, основанная великим русским святым преподобным Сергием Радонежским, является жемчужиной России. После Божественной Литургии все отправились на экскурсию по Лавре. От опытных экскурсоводов мы узнали историю Успенского собора, о том, что он был заложен в 1559 году по велению Ивана Грозного. Строительство длилось более четверти века и завершилось только в 1585 году, а освящение его почтил уже сын Ивана Грозного – Фёдор Иоаннович. Мы поклонились святыням в Успенском соборе, узнали историю Успенского кладезя с часовней, услышали о пятиярусной колокольне, что высится над всей Лаврой. Подошли к храму Сошествия Святого Духа на Апостолов, который является вторым по старшинству сооружением Троице-Сергиевой лавры. Этот храм был возведён в 1476 году талантливыми псковскими зодчими, которых пригласил князь Иван III «Великий». Зашли в один из самых красивых и больших церквей Троице-Сергиевой лавры, в храм преподобного Сергия с Трапезной палатой. Какой это прекрасный храм, очень богато украшенный и снаружи, и внутри. Узнали о Михеевской церкви, о Митрополичьих или Патриарших покоях. К южной стороне Троицкого собора примыкает Никоновский храм, воздвигнутый над гробом преподобного Никона Радонежского. Он был учеником и вторым, после преподобного Сергия Радонежского, игуменом Троицкого монастыря. Троицкий собор — соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422-1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители. Именно с него началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Главное художественное сокровище Троицкого собора — его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублёвым. Благоговейно зашли в Серапионову Палату- место, где находилась келья преподобного Сергия, и где он удостоился посещения Пресвятой Богородицы с двумя апостолами. В палате находится великое множество православных святынь, в том числе: правая рука первомученика Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи архиепископа Новгородского Серапиона, архимандрита Радонежского Дионисия, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, кость св. великомученика и целителя Пантелеимона, мощи святителя Николая, Марии Магдалины, частица ризы Пресвятой Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия, мощи Вифлеемских младенцев и многие другие святыни.
После обеда, все отправились в Церковно-археологический кабинет — церковный музей при Московской православной духовной академии, носящий имя Патриарха Алексия I (Симанского) и имеющий в своём собрании коллекцию предметов церковной старины, иконописи, религиозной живописи, графики, нумизматики, рукописных и старопечатных книг. Дети и родители увидели предметы западноевропейского искусства, реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей.
После ужина нас ожидал Покровский женский монастырь в Хотьково, где покоятся святые мощи родителей Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии. Это одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Говоря о Кирилле и Марии, блаженный Епифаний, автор Сергиева жития, писал: «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола: «Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы» (Евр. 13: 2)». Поклонившись мощам Преподобных Кирилла и Марии, уставшие, но полные впечатлений, мы вернулись на ночлег в обитель преподобного Сергия. Перед отходом ко сну, было решено сходить еще раз в Троицкий собор, приложится к раке Преподобного, попросить помощи в предстоящем пути к Московским святыням, и помолиться о благополучном возвращении домой. 9 ноября, в 6 часов утра, все собрались в автобусе. Не прошло и часа, как мы уже были в Москве. Воскресную Литургию отстояли в храме Пророка Ильи в Обыденном переулке. После службы, немного подкрепившись вкусным чаем с булочками, отправились в главный храм России – в Храм Христа Спасителя.
Дети шли, их вели родители,
Шли все к храму Христа Спасителя.
Кто Матери Божией тихо молился,
Кто-то робко и с верой крестился.
Выходили из храма белого,
Взгляды чистые души светлые.
Осознав все ошибки прошлые
В сердце вынесли все хорошее.
Люди разных сословий молятся,
Руки воском горячим моются
В слезах просят России спасения,
И духовного просветления.
Первый храм был построен в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия, в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству.
«Кто в Москве не бывал - красоты не видал!» - гласит народная мудрость, дальнейший, уже пеший наш путь, лежал к Соборной площади Кремля.
На территории Кремля первое, что встречает посетителя - Государственный Кремлевский дворец. У здания арсенала установлено большое количество старинных пушек. Возле Соборной площади также установлены старинные пушки времен Петра I. А за ними - знаменитая Царь-пушка. А вот и Соборная площадь с золотыми куполами Успенского собора. Знаменитая колокольня «Иван Великий». Благовещенский собор. Архангельский собор. Возле колокольни стоит легендарный Царь-колокол.
А самый красивый вид на Кремль, открывается с Патриаршего моста, перекинутого через Москву-реку возле Храма Христа Спасителя. Соборная площадь самая древняя в Кремле. На этой прогулке мы обошли Соборную площадь, и зашли в храмы, ставшие символами Московского государства. И вскоре мы уже дружно выходим на Красную площадь.
На площади мы полюбовались Покровским собором (храм Василия Блаженного) со стоящим рядом памятником Минину и Пожарскому. За Покровским собором располагается Васильевский спуск, по которому мы спустились и отправились пешком к Третьяковской галерее, чтобы поклониться чудотворной иконе Владимирской Божией Матери. Прошли через Большой Москворецкий и Малый Москворецкий мосты через Москву-реку, за которыми начинается район Замоскворечье, так красочно описанный Иваном Шмелевым в своем произведении «Лето Господне». Рядом со станцией метро «Третьяковская» находится главное здание Третьяковской галереи, к которой примыкает храм.Владимирская икона Божией Матери, в отличие от многих уникальных икон, сохранившихся до наших дней, находится на постоянной экспозиции в храме, а не в музее. К ней всегда можно подойти и помолиться. Храм является частью Государственной Третьяковской Галерей, и за состоянием шедевра постоянно наблюдают специалисты. 8 сентября (по новому стилю) 1395 году Москва встречала икону Божией Матери. Ее принесли на руках из Владимира крестным ходом. Народ по дороге плакал, причитал, просил Богородицу спасти их от хана Тамерлана. И Богородица спасла, явившись во сне Тамерлану и устрашив его Своим сиянием и властью. С тех пор Божия Матерь Владимирская почитается особо, как чудотворная. Уникальная икона, которую по преданию написал еще апостол Лука, а киевский великий князь, сын Владимира Мономаха Мстислав, принял в дар от византийского императора, теперь постоянно находится в московском храме. Это ее дом. Помолившись и приложившись к чудотворному образу, поехали в завершающее место нашего паломничества, в Новоспасский мужской монастырь.
Новоспасский мужской монастырь был основан в XIII веке, «перемещен» в кремль в XIV при Иване Калите, а на нынешнее место в конце XV столетия. Монастырь стал усыпальницей многих знатных родов, в том числе бояр Романовых. Пережив за четыре с лишним века множество событий, монастырь был закрыт в сентябре 1918 года. В разное время на территории размещались женская исправительно-трудовая колония, вытрезвитель, архив НКВД, «кировский» жилой городок со столовой в усыпальнице Романовых, объединение «Союзреставрация». В декабре 1990 года решением исполкома Моссовета монастырь передали Русской Православной Церкви. Двадцатилетие этого события приурочено к празднованию Преображения Господня, которое является и престольным праздником. Экскурсовод поведала потрясающую историю обители, мы увидели древнейшие росписи и удивительные старинные образа, спустились в усыпальницу Романовых. По окончании интереснейшего рассказа об исторических личностях и событиях давних и не столь давних времен, уставшие паломники отправились на обед.
Вот и наступило время отъезда. Путь домой показался намного быстрее и легче, чувствовались молитвы преподобного Сергия. Расставание всегда тяжело, стало понятно, что времени у нас было очень мало, чтобы вполне ощутить всю благодать святых мест. Надеемся, что по милости Божией и по молитвам преподобного Сергия Радонежского, мы обязательно вернемся в эти чудные, дорогие каждому русскому человеку, святые места.
От всей души благодарим Владыку Сергия, за благословение на прекрасную поездку, молитвенную помощь и поддержку.
«Вот мы и помолились, привел Господь… благодати сподобились… —
говорит Горкин молитвенно. —
Будто теперь и скушно, без Преподобного… а он, батюшка, незримый с нами…»
И. Шмелев (Лето Господне)