Воины Царя Небесного

10 Июня 2018
Воины Царя Небесного

Совсем недавно, в начале мая, когда вся наша страна воспоминала Великую победу в страшной, унесшей миллионы человеческих жизней войне, мы видели идущих строем множество людей с портретами солдат и офицеров: своих отцов, дедов, прадедов, сродников… А, многие из воинов, чьи образы некому было нести, чьи имена по каким-то причинам стерлись в памяти потомков, невидимо участвовали в этом священном строю. Шел Бессмертный полк.

Совершая память Всех святых, в земле Российской просиявших, мы молитвенно обращаем свой духовный взор к сонму воинов Царя Небесного, к бессмертному Божественному полку. Прославляем эту стоящую на страже земли Русской таинственную дружину словами чудной стихиры: «Полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию» (на литии Всенощного бдения).

Что же это за Божественный полк? Это русские святые. Велико их число. Несокрушима их сила. Многообразен их подвиг.

Это и апостолы Христовы Андрей Первозванный, о призвании которого повествовало Евангельское чтение в день праздника, священномученик Климент, папа Римский, апостол от 70-ти, и иные святые первых веков христианства, совершавшие служение Богу на нашей земле до ее Крещения святым князем Владимиром. Это и священномученики Херсонесские, и преподобномученик Ахмат, древний святой, сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого; и святой мученик Василиск Команский, принявший мученическую кончину близ нынешнего Сухуми, и священномученик Мартин, папа Римский, и иные многие.

Это и в особенности те, кто воссиял на небосклоне церковном после просвещения нашего Отечества светом Христова учения. Среди русских святых не только наши соотечественники. Многие из них родились вдали от Руси, но вошли в Божественный полк, пролили, служа в нем, пот и кровь, получили награду и славу от своего Великого Военачальника Иисуса Христа. Преподобный Моисей Угрин пришел в Киево-Печерский монастырь из Венгрии; Прокопий Устюжский, которого в Великом Устюге и до сих пор называют не иначе, как «великим иностранцем», приплыл из далекой Германии; Лазарь Муромский, живший в конце XIV – начале XV веков, грек по рождению, по благословению преподобного Сергия поселился на диком Муромском полуострове на Онежском озере. Многие и многие совершали свой подвиг на Русской земле.

Много страшных страниц в истории нашего Отечества, но Божественный полк невидимо ратовал за него.

Когда к обители преподобного Кирилла Белозерского приступили вперед татары, а потом, более чем через столетие, поляки, братия взывала: «Господи, воздвигни силу Твою и приди во еже спасти нас». И Господь не остался безответен и посылал по молитвам преподобного Кирилла в помощь осажденным Свой Божественный полк. Над стенами монастырскими перед самым штурмом спустился такой густой туман, что неприятель не мог видеть дальше, чем на расстояние вытянутой руки, и отступил.

А сколько таких штурмов пришлось выдержать России после этих событий! И многие войны, и страшную революцию, исказившую и разрушившую уклад жизни и духовные основы существования русского народа, и Великую Отечественную войну, и потом период 1990-х годов, когда в нашей стране царили разруха и беззаконие.

Русский император Александр III как-то заметил: «Ничего не поделаешь, Запад боится нашей огромности». Но что имел в виду благочестивый и мудрый император? Думается, не только территорию, не только мощное вооружение и могучую армию. Но имел в виду, говоря об огромности, тот Божественный полк, который предстоит нашему Отечеству и который вселял и вселяет – не скажу: ужас, но загадочное преклонение перед этой Божественной силой со стороны тех, которым Россия не мила и которые спят и видят, чтобы причесать всю нашу жизнь, весь наш быт, все наше устройство – и государственное, и общественное – под ту гребенку, которая сегодня нам совсем не ко спасению, которая противоречит всему тому направлению, что русская святость, русский народ Божий получил за тысячелетнюю историю своего подвига.

Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти “Всех Святых Новых Чудотворцев Российских”. Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира.

Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.

Инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:

1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.

2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.

Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.

Где же сейчас пребывает Божественный полк, где место селения его? И на Небе, у Престола Царя Славы, и на земле, потому что земля Русская, обагренная кровью новомучеников и исповедников Российских, являет собой необъятных размеров развернутый антиминс. И земля, и небо ликуют, имея такое славное воинство, как поется за праздничным богослужением: «Земля веселится и Небо радуется, восхваляюще подвиги и труды ваша, душевное благомощие и ума чистоту, законом бо естества не победистеся. О соборе святый и полче Божественный, земли нашея утверждение вы есте воистину».

Землею, по толкованию святых отцов, в Священном Писании часто именуется сам человек, естество человеческое, созданное из персти. Как же нам призвать на помощь Божественный полк, как стяжать через него утверждение в вере? Как сделать так, чтобы народ наш не был стерт с лица земли, чтобы память о нем не изгладилась, как память о многих и многих народах, которые канули в Лету за тысячелетия человеческой истории?

Мы все знаем заповедь, преподанную роду человеческому и в Ветхом, и в Новом Завете: «Чти отца своего и матерь свою, и благо ти будет». То же, наверное, можно отнести и к народу. Кто же эти отцы и матери наши? Те святые, которые предстоят нам, ходатайствуют за нас, приносят неожиданно помощь в самые тяжелые моменты жизни. Можно сказать, что они значат для нас больше, чем отец и матерь. И если мы хотим, чтобы русский народ жил, благоденствовал, укреплялся в силе материальной и в силе духовной, то будем чтить этот Божественный полк, этих наших Небесных отцов и матерей.

Как же нам призвать на помощь этот Божественный полк? Как стяжать через него утверждение в вере? Ответ – в Апостольском чтении в день праздника: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 1–2), Который да спасет нас и поможет нам в несении нашего земного креста молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых, в земле Русской просиявших и Ему угодивших.

Подготовил протодиакон Александр Палий

по материалам проповеди

иеромонаха Павла (Щербачёва)



Возврат к списку


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном...


Ратный подвиг
Ратный подвиг

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн...


Ученики Христовы
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен...


Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)
Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые...


РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев
РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев

Дети Царской семьи: какими знали их современники?

 «…Если для возведения здания счастливого человечества необходимо замучить всего лишь ребенка, согласишься ли на слезе его основать это...


Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»
Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»

15 сентября Воскресная школа приняла участие в благотворительной акции «Белый цветок». Ярмарочные палатки с игрушками, сладкой выпечкой и чаем были поставлены на «Православной улице», которая расположилась...


Городской фестиваль «Мой город – мои возможности»
Городской фестиваль «Мой город – мои возможности»

В Воронеже с 1 по 8 сентября проходил интерактивный фестиваль «Мой город – мои возможности». В рамках фестиваля проводилось много мероприятий: мастер-классы, лекции, выставки и концерты. 8 сентября...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...