Учение о Фаворском свете

12 Марта 2017
Учение о Фаворском свете

12 марта Святая Православная Церковь чтит память великого богослова, полемиста, свт. Григория Паламы, архиепископа Солунского.

Великое наследие оставил после себя святитель – это и «Слово на житие Петра Афонского», «Два слова против латинян», «Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Святогорский томос», «К Ксении о страстях и добродетелях», множество полемических работ и четыре молитвы. Во время архипастырства в Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 омилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви.

Одним из выдающихся его трудов является «Полемика с Акиндином и Григорой».

Свт. Григорий Палама и афонские монахи отстаивали мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви и по исихастской практике, не есть самое существо Божие, но и не является сотворённым: это есть проявление Божественной сущности, то есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества. Варлаам выдвинул такое возражение: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Бога, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.

Не существо, — отвечал Палама, — а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит, в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, то есть диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых им сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.

Аскетическая традиция исихазма до того момента сохранялась в качестве практики и передавалась личностно от старцев послушникам. Учение о Фаворском свете, будучи опытно засвидетельствованным подвижниками, не имело до тех пор богословского оформления. Варлаам, рассуждая с помощью выверенной системы апофатического богословия, поставил вопросы, получение ответов на которые требует такой же рациональной дискурсивной практики. Так была сформулирована важная сотериологическая проблема: что является условием спасения человека, для чего пришел Христос. Изречение Тертуллиана «Бог очеловечился, чтобы человек обожился» Палама выразил посредством учения о Нетварных энергиях, говоря об обожении человека в терминах православного богословия.

На этом этапе противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали психосоматического метода молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света. Будучи явно высказано в полемике с Варлаамом, мнение свт. Григория Паламы вызвало ожесточенную полемику, так что в мае-июне и в июле 1351 г. были созваны два собора, которые осудили его противника Никифора Григору и провозгласили Паламу «защитником благочестия». На первом из этих соборов было утверждено учение о единстве Божества и различии между сущностью и нетварными энергиями. На втором соборе было принято шесть догматических определений с соответствующими шестью анафемами, которые сразу же после собора были включены в Синодик Православия. Помимо утверждения вышеуказанного различия между сущностью и энергией здесь была провозглашена непричастность Божественной сущности и возможность приобщения Божественным энергиям, которые нетварны.

Подготовлено по материалам статьи

игумена Дионисия (Шленова)

«Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение».



Возврат к списку


Страсти Христовы
Страсти Христовы

Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...


Ангельский образ
Ангельский образ

«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...


Людям явился Бог
Людям явился Бог

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...


Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней
Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. 70 апостолов...


Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев
Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев

Господь наш, Иисус Христос говоря о признаках конца человеческой истории, сказал: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь…» (Мф. 24:12). Это предупреждение мы видим исполняющимися...


«Готовимся к Пасхе Христовой»
«Готовимся к Пасхе Христовой»

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, после праздничной Божественной литургии, учащиеся, родители и преподаватели Воскресной школы приехали в Центр Галереи Чижова, чтобы принять ...


«Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа...»
«Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа...»

В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, воспитанники Воскресной школы Благовещенского собора собралась на раннюю Божественную литургию в верхнем храме собора.

Богослужение возглавил клирик...


День памяти сорока мучеников Севастийских в Воскресной школе Благовещенского собора
День памяти сорока мучеников Севастийских в Воскресной школе Благовещенского собора

23 марта урок в Воскресной школе был посвящен отмечаемому накануне дню памяти 40 Севастийских мучеников. Занятие началось с рассказа о подвиге воинов-христиан. Издревле, с самого времени их мученической...