Слово на праздник Обрезания Господня

14 Января 2020
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел в еврейском народе огромное религиозное значение, так как напоминал людям о Завете Бога с Авраамом.

Христос есть истинный Бог и истинный человек. И как человек подчинялся законам, которые были приняты в то время. И когда совершалось Обрезание, которое в будущем было упразднено, человек являлся посвященными Богу. Господь, который исполнил закон Ветхого завета, отменяет Обрезание в Новом Завете и устанавливает другое посвящение Богу, которое мы совершаем вот уже 2000 лет.

Многие задают вопрос – Зачем Спаситель совершил этот Ветхозаветный обряд. Очень хороший ответ дает нам преподобный Андрей Критский, которые говорит, что обрезание было совершено, чтобы никому не казалось, что Христос призрачно воплотился, и чтобы показать, что воплощение было истинным, подлинным и совершенным.

Так же на восьмой день по традиции Иудейской ребенку давалось имя. И с этого момента человек полноценно вступал в Завет с Богом. Имя «Иисус» не обычное и означает «Спаситель», и это не то имя, которое, возможно, желали бы дать родители. По Иудейской традиции имя мальчику давали отец и мать, и не редко имя давали в честь какого-то родственника. Но имя Иисусу Христу дается Архангелом Гавриилом. Имя, которое дается Свыше.

Из книги Бытия мы узнаём, что первым совершил обрезание Авраам, когда Господь сказал ему обрезать весь мужеский пол народа своего, и даже тех пришельцев, которые живут при доме Авраама.

И так обряд Обрезания – печать, некий видимый знак. Обряд, который практиковался у Египтян, жителей Аммона, Моава, и в тех народностях, которые были близки к Египту. Ко времени рождения Иисуса Христа этот обряд стал принципиальным видимым знаком принадлежности к избранному народу Божию. Во втором веке до Р. Х., когда в Израиле случился кризис между симпатизирующими эллинам евреями и теми строгими приверженцами закона, которые не шли ни на какой компромисс перед греческой культурой. В период восстания Маккавеев (167 – 164 г. до Р. Х.), когда обрезание запрещалось со стороны Сирийской власти, исповедники веры его совершали чтобы тем самым показать видимым образом, что ни на какие компромиссы они не готовы идти. И было не простое время, когда люди подвергались мученической смерти за совершение отеческих традиций. В последствии Маккавейские мученики стали прообразом Христиан, а само Обрезание стало прообразом Таинства Крещения.

И в настоящее время на восьмой день мы совершаем наречение имени младенцу. И во многих святоотеческих текстах мы видим параллели между Ветхозаветным обрезанием по плоти и Новозаветным, как говорил апостол Павел, обрезанием по духу, которое является прообразом Крещения. В послании к Колосянам апостол Павел рассуждает о том, что такое подлинное Обрезание. Это Обрезание не рукотворенное, то есть совлечение греховной плоти, или греховных побуждений плоти. В послании к Римлянам апостол спорит о том, кто истинный потомок Авраама – тот, кто обрезан по букве, и называется Иудеем, или тот, кто Обрезан по духу, и поступает как Иудей. И, следовательно, в Богословии апостола Павла от Бога получает награду не тот, кто видимым образом принадлежит к избранному народу, но тот, кто поступает так, как Бог заповедовал человеку. То есть человек с обрезанным сердцем, обрезанными ушами - это не тот, кто в прямом смысле имеет на своем теле какие-то видимые знаки, но тот, который ограничивает себя от тех похотений мира сего, которые делают человека плотским.

В Таинстве крещения в священнических молитвах звучит просьба к Богу, чтобы крещаемый совлекся ветхого человека, и облекся нового человека, и не жил больше по плоти, но жил по духу. Эта антиномия восходит к посланию к Галатам в котором апостол Павел размышляет о том, что есть дела плоти, и каковы плоды жизни по духу. Делами плоти он называет не только прелюбодеяние и любодеяние, но это и вражда, ссоры гнев, ереси и другие. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал. 5:22 – 24). И действительно, тот является наследником обетования Авраама, кто живет по вере Авраама, кто приносит плод духовный.

К сожалению, и в наши дни есть люди, которые формально причислены к новому Израилю, они приняли Крещение, но душой прилепляются к мирскому и земному, к собственным вещам и привычкам, обращают внимание на себя больше чем на других. Но, если у нас будет вера, если мы будем отрекаться от себя, от самолюбия, своеволия, то тогда наша вера принесет в нас соответствующие плоды и в нас будет не уныние, но радость. И будет не устремление, чтобы нас признавали за хороших, но сами будем ощущать, что Господь признает нас таковыми и соделает достойными наследниками Царствия Небесного.

Иерей Олег Шурупов



Возврат к списку


Слово в Неделю о Страшном суде
Слово в Неделю о Страшном суде

Совсем недавно мы встречали родившегося в мир Богомладенца Христа, прославляли Его чудесное Воплощение. Видели Его, гонимого Иродом, бегущим вместе со святыми Своими родителями в Египет. Недавно мы...


О подготовительных неделях к Великому посту
О подготовительных неделях к Великому посту

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста,...


Православие и молодежь
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами...


Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника
Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника

  В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному...


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги в Воскресной школе Благовещенского собора
Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги в Воскресной школе Благовещенского собора

15 марта 2020 года, в зале собраний Благовещенского кафедрального собора прошла традиционная интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги. В этот раз викторина...


Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»
Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»

26 января в Трехсвятительском храме Благовещенского кафедрального собора была совершена ранняя Божественная литургия.

Богослужение, в сослужении диакона Сергия Калиниченко совершил иерей Илия...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...