Православие и медицина

9 Ноября 2016
Православие и медицина

Медицина в Ветхом Завете

Медицина относится к одной из древнейших наук и практик.

Согласно ветхозаветному пониманию, болезнь посылается Богом, а точнее — попускается Им за грехи, и Он же может даровать исцеление, если человек обращается к своему Творцу. Так, например, иудейский царь Аса (кстати, его имя переводится как «врач») в старости заболел, но, как говорится в книге Паралипоменон, он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими (2 Пар 16:12–13).

В то же время в Ветхом Завете, который почти не уделяет внимания теме врачей и весьма сдержан в отношении медицины, мы находим фрагмент, который является примером очень сбалансированного понимания того, как соотносятся религия и врачебное искусство. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова читаем:

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли» (Сир 38:1–8).

Но непосредственно за этими словами следует такое поучение:

«Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир 38:9–15).

Таким образом, молитва об избавлении от болезней никоим образом не противоречит использованию врачебного искусства. Но при этом Писание призывает помнить, что корень болезней — в грехах перед Богом. А потому и врачевание не будет эффективным, если оно не сопровождается возвращением души на пути Божии.

 Медицина в Новом Завете

 В Новом Завете Господь Иисус Христос подтверждает ветхозаветное представление о том, что болезни связаны с грехом. Так, Он говорит исцеляемому Им больному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2). Однако Спаситель являет иное отношение к причинам физического недуга, когда говорит о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3). В ветхозаветной книге Иова Многострадального содержится подобное весьма глубокое и подробное объяснение причины страшной болезни, постигшей человека для испытания его духовной крепости.

В Евангельском рассказе о кровоточивой жене евангелист Марк говорит о том, что эта женщина много потерпела от многих врачей (Мк. 5: 26), которые не смогли ее исцелить. А евангелист Лука сообщает, что женщина обратилась ко Господу, издержав на врачей все имение, но ни одним не могла быть вылечена (Лк. 8: 43). Более мягкие выражения апостола Луки, возможно, связаны с тем, что он сам, по преданию, был врачом.

По своему существу болезни и страдания вообще являются следствием общей греховности человеческого рода, восходящей, согласно библейской книге Бытия, к первородному греху праотцев Адама и Евы, совершенному в Раю. Бог обратился к праматери Еве с суровыми словами: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Эти слова указывают на психофизические условия, которые после отпадения от Бога воспринимаются человеком как «естественные», хотя на самом деле — с библейской и святоотеческой точки зрения — являются противоестественными.

 Церковь и медицинское искусство

 Церковь осмысливает терпеливо переносимое страдание как путь духовного исцеления. Но это не значит, что Церковь проповедует самоистязание! Напротив, начиная от Евангельского описания служения Спасителя и по сей день, Церковь свидетельствует о множестве исцелений, в том числе и от физических болезней, вплоть до воскрешения из мертвых. К тому же христианин призван не только к личному спасению, но также к служению миру и ближнему, которое требует сил и, разумеется, здоровья.

А потому Церковь никогда не приветствовала отказ от лечения и пренебрежение медицинской помощью. Она лишь напоминала и напоминает о том, что корни болезней, первопричины заболеваний — всегда глубже их физиологических поводов.

Подтверждением разумного и уважительного отношения Церкви к медицинскому искусству является и тот факт, что многие врачи, теоретики и практики, соединяли и соединяют в своей личности глубокую христианскую веру и медицинскую деятельность. Яркие примеры этого — прославленный со святыми архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), ныне здравствующий митрополит Сурожский Антоний (Блум), ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов).

Кроме того, сегодня многие врачи, работающие в самых разных областях медицины, являют собой образ гармоничного сочетания и взаимодействия личных христианских убеждений и верности долгу врачевания больных.

Болезнь как потенциальная возможность

 С духовной точки зрения болезнь как состояние нарушенной целостности нельзя определить однозначно. Она существует в каждом человеке как потенциальная возможность. И знаменитая формула «в здоровом теле — здоровый дух» вряд ли выражает существо дела. Равно как и обратная формула, так как не всегда духовное здоровье автоматически порождает здоровье телесное.

Таким образом, вопрос о здоровье и его нормативах, решаемый медициной в соответствии с ее собственными медицинскими критериями, в духовной перспективе видится по-иному, как бесконечно более сложный. Состояние человека зависит не только от дисциплины питания или от так называемого «здорового образа жизни», но и от того, как он распоряжается своей свободной волей, какие цели ставит перед собой и какими средствами их достигает.

Возьмем пост, который Церковь предлагает верующим как средство духовно-нравственного исцеления. Многие воспринимают его как своего рода диету, как форму «лечебного голодания». Однако одно из главных требований поста — это милость, помощь ближнему. Пост не в том, чтобы съесть в два раза меньше обычного, но чтобы отдать половину своего рациона нуждающемуся.

Так же и болезнь: ведь ее можно рассматривать не только как физическую или психическую патологию, но и как индивидуальное событие, которое насильственно изымает нас из обычной жизненной суеты. Она дает нам возможность, а иногда и заставляет задуматься о себе, о своем душевном и духовном состоянии, переосмыслить те житейские устремления, часто меркантильные и эгоистичные, которые поглощали большую часть усилий нашего здорового организма.

С другой стороны, опыт страдания опровергает самоуверенное представление о том, что человек — властитель мира, обладатель всех возможных средств к благоденствию, хотя бы и в этой временной жизни. Собственное страдание человека открывает ему глаза на страдания других людей, состояние которых он порою просто не замечал или не понимал. Страдание — это личный опыт сострадания другим, школа милосердия, училище сочувствия. Таковым оно может быть, если воспринимать его в духовном плане.

 Медицина как служение и подвиг

 Думаю, что самое главное состоит в том, что сегодня мы — священнослужители и врачи — открыты друг другу, готовы к сотрудничеству и совместному разрешению существующих проблем. Скажу больше: это особая форма сотрудничества, потому что нас объединяет общее понимание нашей деятельности, если хотите, нашей работы. В обоих случаях речь идет о служении и о подвиге. Эти слова — из религиозного лексикона, но они в полной мере применимы к врачам и вообще к тем медицинским работникам, кто непосредственно заботится о здоровье людей, пришедших к ним за помощью. Ведь в нынешних нелегких условиях служение врача — это зачастую действительно подвиг.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Печатается в сокращении.



Возврат к списку


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном...


Ратный подвиг
Ратный подвиг

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн...


Ученики Христовы
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен...


Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)
Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые...


РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев
РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев

Дети Царской семьи: какими знали их современники?

 «…Если для возведения здания счастливого человечества необходимо замучить всего лишь ребенка, согласишься ли на слезе его основать это...


Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»
Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»

15 сентября Воскресная школа приняла участие в благотворительной акции «Белый цветок». Ярмарочные палатки с игрушками, сладкой выпечкой и чаем были поставлены на «Православной улице», которая расположилась...


Городской фестиваль «Мой город – мои возможности»
Городской фестиваль «Мой город – мои возможности»

В Воронеже с 1 по 8 сентября проходил интерактивный фестиваль «Мой город – мои возможности». В рамках фестиваля проводилось много мероприятий: мастер-классы, лекции, выставки и концерты. 8 сентября...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...