Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

22 Июля 2014
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Русская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 23 июля — в память обретения этой святыни в 1625 г. Прежде чем попасть в Россию, чтимая реликвия сменила не одного владельца. История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин. 19: 24). 

Риза представляла собой часть одежды, в которой Христа вели на распятие. 

Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием. 

Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу. 

Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. 

Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы, неподалеку от основанного в 1591 году Донского монастыря. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Памятником этих изысканий стало хранящееся ныне в Российском государственном архиве древних актов «Дело о принесении в Москву Ризы Господней при государе Михаиле Феодоровиче в 1625 году». Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примеру святой равноапостольной царицы Елены (+327) - матери святого равноапостольного царя Константина Великого (+337), установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня. Шла третья седмица Великого поста. Патриарх Филарет обратился ко всем жителям Первопрестольного града с призывом с особым усердием исполнять предписанные Святой Церковью для великопостного периода обряды и установления. По всем монастырям учредили особо строгий пост и повелели старцам монастырским молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю о новообретенной святыне. В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Саму же Ризу Господню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая святыню на больных и недужных. Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла. 

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге — образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце — Риза Господа нашего Иисуса Христа... Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем... Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краям обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов...» 

Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой. 

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. 

В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения — каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. 

В 1812г. когда Москва была занята наполеоновскими войсками риза вместе с другими святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе. 

Там святыня находилась до 1922 г., когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её. 

О дальнейшей судьбе «московской» части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне». Ныне одна частиц Ризы находится в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского. 

Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, память о ней остаётся в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное возрождение России: «Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам». 

Протоиерей Александр Беляев.

Подготовлено по материалам интернет-ресурсов.

Возврат к списку


Страсти Христовы
Страсти Христовы

Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...


Ангельский образ
Ангельский образ

«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...


Людям явился Бог
Людям явился Бог

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...


Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней
Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. 70 апостолов...


Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев
Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев

Господь наш, Иисус Христос говоря о признаках конца человеческой истории, сказал: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь…» (Мф. 24:12). Это предупреждение мы видим исполняющимися...


«Красная шапочка на Божьем лугу»
«Красная шапочка на Божьем лугу»

15 мая в рамках Православного форума «Благодатный огонь в сердце каждого», который в эти дни проходит во Дворце детей и юношества, творческий коллектив «Христославы» Воскресной школы при Благовещенском...


«За наше счастье грудью вставших - Живых и мертвых — вспоминаем всех!»
«За наше счастье грудью вставших - Живых и мертвых — вспоминаем всех!»

9 мая Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе прошла организованной колонной «Бессмертный полк».

Личная память – это важнейший смысл «Бессмертного полка». Связь поколений, объединение...


Паломничество в Санкт-Петербург
Паломничество  в Санкт-Петербург

Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые остаются в его памяти на долгие, долгие годы, как что-то очень светлое, святое и прекрасное.

30 апреля в светлые, радостные дни Пасхальной...