Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

22 Июля 2014
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Русская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 23 июля — в память обретения этой святыни в 1625 г. Прежде чем попасть в Россию, чтимая реликвия сменила не одного владельца. История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин. 19: 24). 

Риза представляла собой часть одежды, в которой Христа вели на распятие. 

Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием. 

Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу. 

Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. 

Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы, неподалеку от основанного в 1591 году Донского монастыря. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Памятником этих изысканий стало хранящееся ныне в Российском государственном архиве древних актов «Дело о принесении в Москву Ризы Господней при государе Михаиле Феодоровиче в 1625 году». Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примеру святой равноапостольной царицы Елены (+327) - матери святого равноапостольного царя Константина Великого (+337), установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня. Шла третья седмица Великого поста. Патриарх Филарет обратился ко всем жителям Первопрестольного града с призывом с особым усердием исполнять предписанные Святой Церковью для великопостного периода обряды и установления. По всем монастырям учредили особо строгий пост и повелели старцам монастырским молиться о том, чтобы Господь открыл Свою волю о новообретенной святыне. В приходских храмах ежедневно совершались Божественные литургии, и московский люд усердно молился о том, чтобы Господь явил знамение и разрешил терзавшее всех недоумение. Саму же Ризу Господню положили в серебряный ковчежец, опечатали его патриаршей печатью и стали носить по домам горожан, возлагая святыню на больных и недужных. Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла. 

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге — образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце — Риза Господа нашего Иисуса Христа... Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем... Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краям обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов...» 

Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой. 

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. 

В 1701 г. Пётр I начал войну со Швецией: Россия боролась за выход к Балтийскому морю. Предстояли тяжёлые испытания, и царь приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения — каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе. 

В 1812г. когда Москва была занята наполеоновскими войсками риза вместе с другими святынями была своевременно вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе. 

Там святыня находилась до 1922 г., когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её. 

О дальнейшей судьбе «московской» части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне». Ныне одна частиц Ризы находится в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского. 

Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, память о ней остаётся в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное возрождение России: «Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам». 

Протоиерей Александр Беляев.

Подготовлено по материалам интернет-ресурсов.

Возврат к списку


Слово в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение
Слово в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, вот и приблизилось время духовных подвигов, наградой за которые будет великая пасхальная радость! Сегодня мы с вами стоим на пороге...


Страшный суд
Страшный суд

Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому ...


Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей пришли в церковь помолиться. Фарисей во время молитвы своей хвалился делами своими и осуждал других, а мытарь с глубоким сознанием своего недостоинства молился так: «Боже! будь...


Слово в Великий праздник Богоявления Господня
Слово в Великий праздник Богоявления Господня

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын...


Собор 70-ти апостолов
Собор 70-ти апостолов

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны...


«Здоровые дети – здоровое будущее!»
«Здоровые дети – здоровое будущее!»

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия  в Воскресной школе при Благовещенском соборе 18 февраля 2018 года прошел зимний день здоровья «Здоровые дети – здоровое будущее!»....


«Сретенский бал – от сердца к сердцу»
«Сретенский бал – от сердца к сердцу»

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии, 15 февраля на базе Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I состоялся...


«Мы на масленицу не скучаем, всех блинами угощаем»
«Мы на масленицу не скучаем, всех  блинами угощаем»

11 февраля в  Воскресной школе встречали Масленицу. Произносишь это слово и как будто блин за блином со сковороды снимаешь, и  мы  на масленицу не скучаем, блинами угощаем!

В ...