Стены собора будет украшать евангельский цикл и сцены жития местночтимых святых

18 Июля 2015
Стены собора будет украшать евангельский цикл и сцены жития местночтимых святых

Завершен второй этап росписи Благовещенского кафедрального собора. Над благоукрашением главного храма Воронежской митрополии трудятся 16 мастеров из села Палех Ивановской области – села с четырехсотлетней иконописной традицией. Команде палехских мастеров предстоит вручную расписать еще около 4 тыс. кв. метров. Руководитель проекта художник-иконописец Андрей Ополовников рассказал нашим читателям о том, как продвигается работа его артели.

- Андрей, здравствуйте! Позади 2 этапа росписи Благовещенского кафедрального собора – расписан купол и алтарь собора. Расскажите, пожалуйста, какие сюжеты изображены в святая святых главного храма Воронежа?

- Центральная часть росписи алтаря, нижний ярус – это евхаристический цикл и великий вход ангелов, выше идет ярус с пророками, и еще выше – благословляющая Богородица и композиция сошествия Святаго Духа на апостолов. Архитектура храма в значительной степени влияет на стиль росписи. Благовещенский собор построен в традиционном русско-византийском стиле, и здесь именно византийская роспись подходит как никакая другая.

- С какими трудностями сталкиваетесь во время работы?

- С трудностями? Мы уже давно работаем, поэтому все трудности уже позади, все приемы уже отработаны годами. За время работы мы уже опробовали разные краски: финские, акриловые краски, которыми мы пользуемся сейчас, позволяют стене дышать. Стена в масляной жидкости покрывается пленкой, что приводит к тому, что она перестает дышать, влага из стены не выходит, и это приводит к разрушению самой основы стены, а вместе с ней затем уже разрушается и живопись. Безусловно, со временем роспись и тускнеет и выгорает, но в данном случае она будет более долговечной еще и за счет особого строения стены. Точка росы (когда влага попадает в стену) вынесена за ее пределы, в утеплитель, соответственно отсутствует движение воды – заморозки и разморозки, т.е. у вас стена как  будто помещена в район Сочи, а это очень влияет на живопись, так как штукатурный слой не разрушается, а значит и живопись будет более долговечной. Именно от этого фактора страдает большинство наших храмов: начинает отшелушиваться штукатурка, углы начинают покрываться плесенью и т.д. В данном случае такого не будет.

- Это ваш первый опыт работы в действующем храме?

- Нет, не первый. В строящемся храме работать, безусловно, сложнее, так как в нем больше пыли, грязи, которая потом осаживается на стенах, на новой росписи, а в действующем храме более качественно можно провести работы.

- Тяжело ли работать в условиях того, что службы в храме не прекращаются?

-  Когда идет служба, мы фактически не работаем. Надо внутренне понимать, что вокруг тебя происходит – идет служба, люди молятся, поэтому мы не должны мешать ни духовенству, ни богомольцам. Необходимо меньше передвигаться, общаться между собой, и, конечно, самому внутренне присутствовать на службе. Поэтому мы работаем в будние дни, когда служба совершается в нижнем храме собора.

- Вы работаете по утвержденному плану, или в проект росписи в ходе работы вносятся коррективы?

- Работа идет по утвержденному плану, но в процессе могут вноситься и коррективы. Безусловно, когда есть готовый проект работать легче, так как действуешь «по накатанной», но это идеальный случай, а таких случаев не бывает. Все изменения согласуются с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием.

- А уже были такие прецеденты?

- Да, во время работы в алтаре. Сделали роспись, но концепция не совсем подошла, - переделывали, писали другой сюжет.

- Какую часть храма расписывать сложнее всего?

- Все части храма ответственны. Если говорить технически, то сложнее писать ту часть храма, где существуют изломы плоскостей, где угол, где загнутые плоскости, которые могут повлиять на искажение фигур, например, купол, арки, своды, оконные проемы. Тут необходимо смотреть, как картина будет смотреться снизу, под перспективой. А алтарь ли это, или купол, или притвор - не имеет значения.

- Сейчас леса установлены справа и слева от Царских врат, на солее. Получается, что ваша команда сейчас разделилась на две части? Почему было принято решение расписывать храм одновременно в двух направлениях?

- Команда наша не разделилась. Сейчас мы все работаем в правой четверти, но у нас разделен труд, т.е. кто-то пишет орнамент, кто-то пишет композицию, кто-то фигуры, головы, и, по мере того, как у художников, которые пишут фигуры, заканчивается работа, они перейдут в другую четверть, будут там переводить композицию и начинать работать. В левой четверти мы уже успели расписать окно, и я думаю, что через неделю там уже начнется полноценная работа.

- Какие библейские сюжеты будут украшать стены собора?

- Стены собора будет украшать евангельский цикл. Тематика уже согласована с Владыками. Правая четверть восточной стены  начинается циклом Рождества Богородицы, и далее по часовой стрелке пойдут композиции Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Крещения Господня и т.д. Южная стена четверика будет посвящена Рождеству Спасителя, а северная – Воскресению Христову, а над иконостасом будет написан библейский сюжет Вознесения Господня. При этом верхняя часть четвериков будет посвящена евангельским сюжетам, а нижняя часть под балконом будет посвящена местночтимым святым. В правой четверти, где мы сейчас работаем, будет написано житие свт. Митрофана Воронежского, а на противоположенном четверике – житие свт. Тихона Задонского. Место расположения житий сщмч. Петра (Зверева), архиепископа Антония (Смирницкого) и других местночтимых святых пока еще окончательно не утверждено.

- Ваша артель занимается только росписью или мозаикой тоже?

- Мы работаем как с росписью, так и с мозаикой. Мозаика – это совершенно удивительный материал, просто чудо какое-то. Любые приемы в ней смотрятся  прекрасно! Подчас некоторые приемы росписи просто проигрывают мозаике. Это очень древний материал. Когда мы еще учились, иконопись еще не так была развита, интернета не было, информации было очень мало, книги стоили очень дорого, поэтому мы начинали с мозаики. По иконе греков вообще практически не было никакой информации, а сейчас, безусловно,  учиться и работать намного проще. С технической точки зрения писать фигуры, головы достаточно сложно, потому что часть росписи утрачена навсегда, и нет возможности сравнить с оригиналом. Мозаика – это практически вечный материал, цвета не утрачиваются, рисунок всегда четкий.

- В Благовещенском соборе традиционные нарисованные образы Ветхого и Нового Завета будут дополняться мозаикой?

- Изначально планировалось сочетание росписи и мозаики, но сейчас от этого проекта отошли. Если нам предложат украсить собор еще и мозаикой, то мы с радостью возьмемся за эту работу.

- Как скоро прихожане собора увидят целостную картину росписи храма?

- На этот вопрос я не готов ответить, потому что наша задача состоит в том, чтобы сделать работу не быстро, а качественно. Пока могу сказать, что те две четверти, где сейчас стоят леса, мы планируем открыть к августу, к празднествам, посвященным свт. Митрофану Воронежскому.

 

С художником-иконописцем Андреем Ополовниковым

беседовала Лия Силуянова

 

 

Реквизиты фонда для пожертвований:

 

Юридический адрес: 394000, г. Воронеж, пл. Ленина, д.1

ИНН 3664054545

КПП 366401001

р/счет 40703810413000000086

Центрально-Черноземный банк Сбербанка России

БИК 042007681

к/счет 30101810600000000681

Назначение платежа: на роспись Благовещенского кафедрального собора города Воронежа


    Фоторепортаж

Возврат к списку


Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице
Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, архимандрит Сергий (Копылов)  совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе

Пасхальная Вечерня - светлое торжественное богослужение, венчающее первый день всерадостного Праздника Воскресения Христова, вершиной которого является чтение Евангельского повествования апостола ...


Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже
Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже

12 мая, в день памяти прп. Нектария Оптинского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ...


Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси
Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси

В день памяти св. равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия, 1000-летие блаженной кончины которого отмечается в этом году, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству ...


Воспитанница Воскресной школы собора победила в конкурсе рисунков
Воспитанница Воскресной школы собора победила в конкурсе рисунков

В рамках ежегодного конкурса «Пьедестал почета - Матери земли Воронежской» Общественная палата Воронежской области совместно с областным Женским советом провела конкурс рисунков, посвященных празднованию...


Творческому коллективу Воскресной школы вручили Благодарственное письмо
Творческому коллективу Воскресной школы вручили Благодарственное письмо

7 ноября  организаторы Покровской  выставки ярмарки в лице  настоятеля воинского храма Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, проректор по воспитательной...


Прикоснуться к чуду
Прикоснуться к чуду

29 октября,  после  Божественной литургии,   для воспитанников, преподавателей, родителей Воскресной школы прошел мастер-класс по иконописной живописи. Художник-иконописец Александр...