Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице

27 Июня 2015
Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, архимандрит Сергий (Копылов)  совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального собора.

Книги пророков составляют в Ветхом Завете около четверти всего текста, но по содержанию им принадлежит центральное место в ветхозаветной Библии.

Прежде всего пророки в библейском плане говорили о присутствии Бога в истории человека. Пророки действовали не от своего имени, но избирались Богом. «Из сыновей ваших Я избирал в пророки...». (Ам. 2:11) В судьбе пророков сплелись разные реальности: это воля Божия, способность человека внимать этой воле и это становление новой истории под влиянием воли Божией и человеческой, выраженной в пророчестве. Пророки выступают как непримиримые враги заблуждений своего общества и своей эпохи.

Библия предлагает нашему вниманию целую плеяду проповедников, которые сменяют друг друга на протяжении трех столетий. Пророки принадлежат к разным сословиям: среди них мы находим царедворцев и певца, пастуха и священника, и в своих проповедях они говорят о разном. Амос и Софония — о Вселенском Суде; Осия — о Божественной любви; Исаия и его ученики предрекают наступление Всемирного Царства Мессии; Иеремия учит о религии Духа, а Иезекииль ревнует о храмовой общине с торжественным богослужебным ритуалом. Даниил предвещает будущее, пришествие Мессии.

Книги их отличаются друг от друга, как писания евангелистов. Подобно тому, как в четырех Евангелиях живет единый образ Богочеловека, так и в книгах пророков за различными религиозными и нравственными аспектами в их проповедях ощущается единый образ Сущего. Поражает многогранность этих удивительных людей. Это пламенные народные трибуны, заставляющие толпу замирать в молчании, это смелые борцы, бросающие обвинение в нравственном упадке сильным мира сего.

Пророк Амос происходил из простого народа, он был пастухом в Фекое и был призван на пророческое служение в Ефиле во времена Осии — царя иудейского (791—740 гг.) и Иеровоама II — царя израильского (793-753 гг.). Он был призван от своего стада и послан в Северное государство, в Вефиль, святилище, где народ собирался на ежегодный праздник. Он обличал все, что там видел.

Его книга разделяется на три раздела: 1-й — «Возвещение суда над всеми народами» (гл. 1-2, 16); 2-й — три обличительные речи об Израиле (он говорит о наказании Израиля, разрушении Самарии, делает и другие предсказания) — (гл. 3-6); 3-й — пять видений грядущего суда Божия (гл. 7-7).

Обращения Амоса к народам полны горечи и гнева. В чем же Господь обвиняет через своего пророка язычников? Отнюдь не в том, что они исповедуют ложные религии. Их грех заключается прежде всего в попрании человечности, в нарушении нравственных норм жизни. Пусть они заблуждаются относительно Бога, но они не чужды в различении добра и зла. Это то, что впоследствии апостол Павел назовет «законом совести» у язычников. Преступления народов, попрание ими нравственных заповедей есть не просто нарушение земного порядка, но прежде всего противление воле Божией относительно мира и человека. Его уста обличают социальное зло, царящее в городах Израиля; он бесстрашно высмеивает ненасытных стяжателей, как он говорит, «алчущих поглотить бедных и погубить нищих» (Ам. 8:4). Он упрекает торговцев, с нетерпением ожидающих окончания праздников, чтобы приняться за свои привычные дела — поднимать цены, обмеривать, обвешивать и, как он говорит, «покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви» (Ам. 8:5-6).

С сарказмом говорит пророк о пресыщенных столичных матронах, которые лежат на ложах из слоновой кости, пьют вино и мажутся наилучшими мастями (Ам. 6,4—6). Эти картины не являются чем-то необычным для людей любой страны, где есть имущественное неравенство, но пророк видит в этом глубокое искажение правды Божией, образа Божия, поругание и падение человека. Он говорит: «Они не умеют поступать справедливо, насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3:10).

Пророческие слова Амоса, его социальная нравственность актуальна в наши дни как никогда. В период всеобщего духовного и нравственного обнищания, падения общечеловеческих ценностей и их подмены, нам всем следует перечитать его книгу, и обратить свои очи и сердца к милосердному Богу, и начать искоренять грех, как зло, разделяющее нас с Богом (Ам. 9: 8).

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение
Слово в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, вот и приблизилось время духовных подвигов, наградой за которые будет великая пасхальная радость! Сегодня мы с вами стоим на пороге...


Страшный суд
Страшный суд

Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому ...


Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей пришли в церковь помолиться. Фарисей во время молитвы своей хвалился делами своими и осуждал других, а мытарь с глубоким сознанием своего недостоинства молился так: «Боже! будь...


Слово в Великий праздник Богоявления Господня
Слово в Великий праздник Богоявления Господня

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын...


Собор 70-ти апостолов
Собор 70-ти апостолов

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны...


«Здоровые дети – здоровое будущее!»
«Здоровые дети – здоровое будущее!»

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия  в Воскресной школе при Благовещенском соборе 18 февраля 2018 года прошел зимний день здоровья «Здоровые дети – здоровое будущее!»....


«Сретенский бал – от сердца к сердцу»
«Сретенский бал – от сердца к сердцу»

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии, 15 февраля на базе Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I состоялся...


«Мы на масленицу не скучаем, всех блинами угощаем»
«Мы на масленицу не скучаем, всех  блинами угощаем»

11 февраля в  Воскресной школе встречали Масленицу. Произносишь это слово и как будто блин за блином со сковороды снимаешь, и  мы  на масленицу не скучаем, блинами угощаем!

В ...