«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже…» (Ин. 5: 14)

7 Мая 2017
«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже…» (Ин. 5: 14)

В Неделю 4 по Пасхе в Благовещенском соборе города Воронеж совершена Божественная литургия, которую возглавил ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск в сослужении клира собора.

За богослужением был прочитан евангельский отрывок о расслабленном (Ин. 5:1-15), который блаженный Феофилакт,  архиепископ Болгарский трактует следующим образом:

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. …Терпение расслабленного изумительное! Тридцать восемь лет он был болен, каждогодно ожидал избавления от болезни, но предваряем был сильнейшими; однако же он не отставал и не отчаивался. Почему Господь и спрашивает его, желая показать нам терпение сего человека. Спрашивает не для того, чтобы узнать, потому что не только излишне, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Так я сказал, что Он спрашивает для того, чтобы показать нам терпение этого человека. Что же он? Он отвечает весьма кротко. Да, говорит, Господи, я желаю, но не имею человека, который бы опустил меня в воду. Он не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как предложившего неуместный вопрос, не проклинает день рождения своего, как мы, малодушные, делаем, и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко. Хотя он и не знал, Кто спрашивает его, но, может быть, считал Христа полезным для себя уже и в том одном, что опустит его в воду, и потому хочет привлечь и расположить к себе своими речами. — Христос же не сказал: хочешь ли, Я исцелю тебя? — для того, чтобы не показаться тщеславным.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. …Не требует от него веры прежде исцеления, как от некоторых других, потому что больной не видел еще Его сотворившим знамение. Ибо от тех, от которых Господь требовал веры, Он требовал ее не прежде чудес, но совершивши чудеса перед ними. — Смотри, пожалуй, как он зараз услышал и уверовал. Он не подумал сам в себе и не сказал: не шутит ли Он, что приказывает мне тотчас встать? Я в тридцать восемь лет болезни не получал исцеления, и теперь вдруг встану? Ничего такого он не подумал, но поверил и встал.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему:вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. … Из слов Господа расслабленному: "вот, ты выздоровел, не греши же более", мы научаемся, во-первых, что болезнь с этим человеком приключилась за грехи, и во-вторых, что учение о геенне истинно и что мучение вечно. Где же ныне те, которые говорят: в один час я соблудил, за что же буду нести бесконечное наказание? Ибо вот и сей человек не столько лет грешил, сколько терпел наказание; но почти целую жизнь человеческую провел в наказании. Грехи судятся не по продолжительности их, а по самому естеству преступлений. Научаемся вместе и тому, что хотя мы понесем тяжкое наказание за прежние грехи, но если опять впадем в те же грехи, потерпим еще большее наказание. И весьма справедливо. Ибо кто не улучшился от первого наказания, тот подвергается большим мукам, потому что он бесчувствен и нерадив. — Для чего, скажешь, не все так наказываются? Ибо мы видим, что многие порочные пользуются здоровьем и благоденствием. Но то, что они не потерпели здесь ничего, будет поводом к большему наказанию там… Ибо здешние страдания суть вразумления, а тамошние — наказания. — Ужели же все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Ибо одни из них бывают за грехи, как случилось с этим расслабленным; и в книге Царств видим, что некто впал в подагру за грехи (4 Цар. 5: 27; 15: 5). Другие бывают для прославления и обнаружения, как случилось с Иовом, чтобы открылась его добродетель. Иные бывают от рассеянности, например от невоздержания и пьянства. — Некоторые из слов Господа "не греши более" выводят догадку, что Господь знал, что сей расслабленный объявит о Нем иудеям и укажет после встречи с Ним в храме, и насчет этого говорит: не греши же. Но не так. Человек сей оказывается благочестивым. Ибо Иисус находит его в храме. Если бы он не был благочестив, он возвратился бы домой и предался бы отдыху и наслаждению, и убег бы от ярости иудеев и словопрения. Но ничто подобное не отвлекло его от храма. — Узнав Иисуса, смотри, как благоразумно он объявляет об Нем иудеям. Не говорит, как они желали слышать, что Иисус сказал: возьми постель, но: "исцелил меня", чего они не хотели слышать, обвиняя Его в нарушении субботы. — Если иудеи стали гнать Господа, то чем виноват в этом человек сей, объявивший им об Нем? Он проповедовал об Исцелителе с доброю целью, с тем, чтобы и прочих привлечь к вере. Если же они стали гнать Благодетеля, то это — их вина.

О, если бы и нам получить здоровье! Нам, которые расслабели и неподвижны ко всякому доброму делу, и не имеем человека, то есть смысла человеческого, как бы уподобившиеся скотам несмысленным, чтобы он опустил нас в купель слезного покаяния, в которую кто войдет первым, тот получает исцеление. Ибо надеющийся на последующее время и отлагающий покаяние, и не спешащий покаяться здесь, но опаздывающий, не получает исцеления. Итак, старайся войти первым, чтобы смерть не захватила тебя…

О, если бы и мы получили здоровье и по выздоровлении находились в храме, то есть не осквернялись несвященными помыслами, дабы не постигло нас худшее наказание в будущем».



    Фоторепортаж

Возврат к списку


Ратный подвиг
Ратный подвиг

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн...


Ученики Христовы
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен...


Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)
Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые...


РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев
РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев

Дети Царской семьи: какими знали их современники?

 «…Если для возведения здания счастливого человечества необходимо замучить всего лишь ребенка, согласишься ли на слезе его основать это...


Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Сегодня Святая Православная Церковь празднует замечательный праздник – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Роль их в истории человечества, за более чем две тысячи лет, без сомнения...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...


«Экзамен состоялся!»
«Экзамен состоялся!»

21 мая в Воскресной школе прошло последнее, завершающее учебный год, итоговое занятие.

Можно сказать, что наши воспитанники, родители и даже преподаватели в этот день сдали экзамен в необычной...


Солдаты не уходят в никуда…
Солдаты не уходят в никуда…

9 мая в 9 часов Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе собралась на территории собора, чтобы присоединиться к общественной акции «Бессмертный полк».

Сохранить память о ветеранах,...