В неделю вторую Великого поста – святителя Григория Паламы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

16 Марта 2014
В неделю вторую Великого поста – святителя Григория Паламы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. 

Во время Божественной литургии было совершено две хиротонии – миртополит Сергий рукоположил иеродиакона Митрофана (Резникова) во иеромонаха и студента ПСТГУ Игоря Кузьменко – во диакона. 

Второе воскресенье Великого Поста традиционно посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. С его именем связаны не только богословские споры XIV века о нетварных Божественных энергиях, Фаворском свете и обожении, но и возрождение аскетической практики исихазма – монашеской традиции, ведущей свое начало от древних подвижников IV века и изложенной в творениях Святых Отцов, в особенности же, у преподобного Симеона Нового Богослова. Учение Григория Паламы о нетварном свете и обожении объединяет в себе Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и аскетический опыт, как христианских подвижников древности, так и самого святителя Григория. 

Согласно его богословию, Бог является непостижимым по сущности, но объективная ценность откровения Божия в истории человека познается по Его энергиям. Бытие Бога состоит из Его сущности, остающейся непостижимой, и Его действий, или энергий, нетварных и вечных. Через различие сущности и энергий стало возможным достижение познания Бога, непознаваемого по сущности, но познаваемого по энергиям теми, кто достиг определенной степени духовного совершенства. Это учение ко времени святителя Григория не являлось чем-то принципиально новым. Понятие о различии между сущностью и энергиями выражено в творениях Каппадокийских отцов IV века, у святителя Иоанна Златоуста, в группе богословских сочинений, названных Ареопагитским корпусом, который относится к началу VI века и, в особенности, у преподобного Максима Исповедника, жившего в VII веке. Различие между сущностью и энергией в Боге дало Григорию Паламе основание для правильного описания обновления человека, которое произошло во Христе. В то время как Бог остается по сущности неприступным, Он дает человеку возможность вступить с Ним в действительное общение Своми энергиями. Человек, приобщаясь божественным энергиям или божественной благодати, получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. По благодати и через общение с Богом человек становится бессмертным, нетварным, вечным, бесконечным, одним словом становится Богом. 

Установив память Фессалоникийско святителя в дни Великого поста, святая Церковь тем самым напоминает своим чадам о смысле и конечной цели христианского подвига. Подлинное обожение, обретение единства с Богом – это объективная реальность, достичь которой можно лишь очистив свое сердце покаянием, постом и молитвой и открыв его для Божественного света. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5; 8)

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Страсти Христовы
Страсти Христовы

Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...


Ангельский образ
Ангельский образ

«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...


Людям явился Бог
Людям явился Бог

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...


Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней
Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. 70 апостолов...


Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев
Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев

Господь наш, Иисус Христос говоря о признаках конца человеческой истории, сказал: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь…» (Мф. 24:12). Это предупреждение мы видим исполняющимися...


«Красная шапочка на Божьем лугу»
«Красная шапочка на Божьем лугу»

15 мая в рамках Православного форума «Благодатный огонь в сердце каждого», который в эти дни проходит во Дворце детей и юношества, творческий коллектив «Христославы» Воскресной школы при Благовещенском...


«За наше счастье грудью вставших - Живых и мертвых — вспоминаем всех!»
«За наше счастье грудью вставших - Живых и мертвых — вспоминаем всех!»

9 мая Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе прошла организованной колонной «Бессмертный полк».

Личная память – это важнейший смысл «Бессмертного полка». Связь поколений, объединение...


Паломничество в Санкт-Петербург
Паломничество  в Санкт-Петербург

Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые остаются в его памяти на долгие, долгие годы, как что-то очень светлое, святое и прекрасное.

30 апреля в светлые, радостные дни Пасхальной...