В неделю вторую Великого поста – святителя Григория Паламы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

16 Марта 2014
В неделю вторую Великого поста – святителя Григория Паламы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. 

Во время Божественной литургии было совершено две хиротонии – миртополит Сергий рукоположил иеродиакона Митрофана (Резникова) во иеромонаха и студента ПСТГУ Игоря Кузьменко – во диакона. 

Второе воскресенье Великого Поста традиционно посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. С его именем связаны не только богословские споры XIV века о нетварных Божественных энергиях, Фаворском свете и обожении, но и возрождение аскетической практики исихазма – монашеской традиции, ведущей свое начало от древних подвижников IV века и изложенной в творениях Святых Отцов, в особенности же, у преподобного Симеона Нового Богослова. Учение Григория Паламы о нетварном свете и обожении объединяет в себе Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и аскетический опыт, как христианских подвижников древности, так и самого святителя Григория. 

Согласно его богословию, Бог является непостижимым по сущности, но объективная ценность откровения Божия в истории человека познается по Его энергиям. Бытие Бога состоит из Его сущности, остающейся непостижимой, и Его действий, или энергий, нетварных и вечных. Через различие сущности и энергий стало возможным достижение познания Бога, непознаваемого по сущности, но познаваемого по энергиям теми, кто достиг определенной степени духовного совершенства. Это учение ко времени святителя Григория не являлось чем-то принципиально новым. Понятие о различии между сущностью и энергиями выражено в творениях Каппадокийских отцов IV века, у святителя Иоанна Златоуста, в группе богословских сочинений, названных Ареопагитским корпусом, который относится к началу VI века и, в особенности, у преподобного Максима Исповедника, жившего в VII веке. Различие между сущностью и энергией в Боге дало Григорию Паламе основание для правильного описания обновления человека, которое произошло во Христе. В то время как Бог остается по сущности неприступным, Он дает человеку возможность вступить с Ним в действительное общение Своми энергиями. Человек, приобщаясь божественным энергиям или божественной благодати, получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. По благодати и через общение с Богом человек становится бессмертным, нетварным, вечным, бесконечным, одним словом становится Богом. 

Установив память Фессалоникийско святителя в дни Великого поста, святая Церковь тем самым напоминает своим чадам о смысле и конечной цели христианского подвига. Подлинное обожение, обретение единства с Богом – это объективная реальность, достичь которой можно лишь очистив свое сердце покаянием, постом и молитвой и открыв его для Божественного света. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5; 8)

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Ныне торжествует наш собор…
Ныне торжествует наш собор…

Первый храм

Один из первых храмов на воронежской земле был посвящен особо почитаемому событию новозаветной истории — Благовещению Пресвятой Девы. Располагался он на территории нынешнего главного...


О значении дней Страстной седмицы
О значении дней Страстной седмицы

Страстная седмица (неделя), завершающая период Великого поста, имеет важнейшее значение для духовной жизни христианина. В эти святые дни мы молитвенно воспоминаем и духовно предстоим пред тайной спасительных...


Слово в в Лазареву субботу
Слово в в Лазареву субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно приветствую Вас с субботним днем, именуемым в нашей Святой Православной Церкви Лазаревой субботой.

Мы знаем, что ...


Суббота Акафиста
Суббота Акафиста

В субботу, на пятой седмице Великого поста, в храмах совершается торжественное богослужение, посвященное Пресвятой Богородице. Эта служба называется субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы....


Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную
Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Сегодняшний воскресный день называется Неделей Крестопоклонной. Ею начинается четвертая седмица Великого...


Пасхальная радость
Пасхальная радость

По окончании Пасхальной Великой вечерни воспитанники, родители и преподаватели Воскресной школы собирались в Благовещенском кафедральном соборе, чтобы поздравить митрополита Воронежского и Лискинского...


«Боженькины ручки»
«Боженькины ручки»

1 апреля на великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялся второй отборочный тур детского Пасхального...


Ученики Воскресной школы изготовили пасхальные сувениры
Ученики Воскресной школы изготовили пасхальные сувениры

25 марта после ранней Божественной литургии учащиеся Воскресной школы отправились в Сити-парк, чтобы окунуться в атмосферу приближающегося праздника - Светлого Христова Воскресения!

Мастер-класс...