В неделю вторую Великого поста – святителя Григория Паламы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

16 Марта 2014
В неделю вторую Великого поста – святителя Григория Паламы, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. 

Во время Божественной литургии было совершено две хиротонии – миртополит Сергий рукоположил иеродиакона Митрофана (Резникова) во иеромонаха и студента ПСТГУ Игоря Кузьменко – во диакона. 

Второе воскресенье Великого Поста традиционно посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. С его именем связаны не только богословские споры XIV века о нетварных Божественных энергиях, Фаворском свете и обожении, но и возрождение аскетической практики исихазма – монашеской традиции, ведущей свое начало от древних подвижников IV века и изложенной в творениях Святых Отцов, в особенности же, у преподобного Симеона Нового Богослова. Учение Григория Паламы о нетварном свете и обожении объединяет в себе Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и аскетический опыт, как христианских подвижников древности, так и самого святителя Григория. 

Согласно его богословию, Бог является непостижимым по сущности, но объективная ценность откровения Божия в истории человека познается по Его энергиям. Бытие Бога состоит из Его сущности, остающейся непостижимой, и Его действий, или энергий, нетварных и вечных. Через различие сущности и энергий стало возможным достижение познания Бога, непознаваемого по сущности, но познаваемого по энергиям теми, кто достиг определенной степени духовного совершенства. Это учение ко времени святителя Григория не являлось чем-то принципиально новым. Понятие о различии между сущностью и энергиями выражено в творениях Каппадокийских отцов IV века, у святителя Иоанна Златоуста, в группе богословских сочинений, названных Ареопагитским корпусом, который относится к началу VI века и, в особенности, у преподобного Максима Исповедника, жившего в VII веке. Различие между сущностью и энергией в Боге дало Григорию Паламе основание для правильного описания обновления человека, которое произошло во Христе. В то время как Бог остается по сущности неприступным, Он дает человеку возможность вступить с Ним в действительное общение Своми энергиями. Человек, приобщаясь божественным энергиям или божественной благодати, получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. По благодати и через общение с Богом человек становится бессмертным, нетварным, вечным, бесконечным, одним словом становится Богом. 

Установив память Фессалоникийско святителя в дни Великого поста, святая Церковь тем самым напоминает своим чадам о смысле и конечной цели христианского подвига. Подлинное обожение, обретение единства с Богом – это объективная реальность, достичь которой можно лишь очистив свое сердце покаянием, постом и молитвой и открыв его для Божественного света. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5; 8)

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Гонения на христиан в истории Православной Церкви
Гонения на христиан в истории Православной Церкви

«Если Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин. 15:20). Эти слова Спасителя были актуальны и в первые века христианства, и сегодня. С самого начала распространения новой Церкви, у нее появились враги, ...


Мученичество – свидетельство об истине страданиями за веру
Мученичество – свидетельство об истине страданиями за веру

Мученичество является древнейшим подвигом Церкви Христовой, начало которому положено Самим Спасителем. На протяжении всей истории этот подвиг был самым главным свидетельством истинности христианского...


Как православным встречать Новый год?
Как православным встречать Новый год?

Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится...


Рождественский пост
Рождественский пост

Рождественский пост — один из четырех многодневных постов церковного года. Его еще именуют Филипповым — по той причине, что заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа.

...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...


«Петровские корабли»
«Петровские корабли»

29 декабря в нижнем храме собора состоялась Божественная литургия с участием воспитанников Воскресной школы. Дети читали часы, пели, исповедались, причастились Святых Христовых Тайн!

После ...


Святыни земли Воронежской
Святыни земли Воронежской

24 ноября, после ранней Божественной литургии, за которой воспитанники, родители и преподаватели Воскресной школы помолившись, причастились Святых Христовых Тайн, всех ожидала интересная экскурсия....