В неделю 24-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

23 Ноября 2014
В неделю 24-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе

Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора.

В этот воскресный день за богослужением Церковь предлагает вниманию молящихся притчу Христа о милосердном самарянине. (Лк. 10; 25-37)Размышляя о ее смысле замечательный проповедник русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит такие слова:

"Ныне чаще, чем когда-либо за все время жизни моей, а это не мало лет, приходится слышать вопрос: "Как жить, чтобы не погибнуть?" "Как жить, чтобы спастись?" - спрашивают верующие. "Как жить?" - спрашивают и те, чьи понятия о жизни не простираются дальше завтрашнего дня. Этот вопрос задают и молодые, только начинающие жить, и пожилые, уже завершающие свой жизненный путь, в конце которого они сделали страшное открытие, что жизнь уже прожита, но не в радость созидания, и все труды, все усилия вложены во все пожирающую разруху и гибель.

Да, вопрос "как жить?" совсем не праздный. И как созвучны эти вопрошения современников наших с вопросом, который некогда был задан Начальнику Жизни - Христу - Его современником, и не просто современником, а хранителем закона, данного Богом. Он спросил: "Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лк. 10, 25). И "словеса Господня - словеса чиста" звучат в ответ законнику, а с ним и нам, открывая единственно правильный путь решения всех вопросов, недоразумений и недоумений. Всегда надо нам обращаться к слову Божию, говорит Господь. "…В законе что писано есть; како чтеши?" (Лк. 10, 26).

Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Божественном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы. И мы с вами сегодня не отвергнемся того, что знаем этот великий закон Господень, закон, в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми.

"…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Да, да, мы знаем этот закон и требования его, мы знаем и как исполнить его жизнью своей. Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать. Господом дана заповедь: не делай другому того, чего не желаешь себе. Эта заповедь тоже всегда с нами, всегда при нас, как неусыпный и беспристрастный страж, она выявляет, она обличает одновременно и наше знание, и наше лукавство. Если законника евангельского Господь заставляет признать, что тому известно все необходимое для спасения, то и мы не оправдаемся наивным вопросом, будто бы не знали пути спасения до сегодняшнего дня.

Божий закон - один, и две заповеди остаются непреложными на все времена, пока стоит мир. Это два якоря жизни. Люби Бога всем сердцем, всей душой… Люби ближнего, как самого себя. О любви к Богу мы не ставим вопрос, ибо это кажется нам, верующим, само собой разумеющимся. Но вот ближний? Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие наши, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного и жизненного слова Божия. Это мы прикрываем вопросами свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить. Мы забываем, что "…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут…" (Рим. 2, 13).

 

Мы с вами, пожалуй, даже не задали бы Господу вопрос: "Кто же ближний наш?" Ибо теперь почти повсеместно и откровенно все для нас стали дальними. Даже кровные родные, даже родители и те отстранены непомерно разросшимся нашим "Я".

"Я" и "мое" - вот наш новый жизненный закон. По нему и самые близкие, те, кто вложил в нас свою жизнь, израненные многими тяготами трудов, болезнями и скорбями, израненные нами же, напрасно будут ждать от нас помощи. И вчерашние друзья сегодня уже перестанут быть ближними нашими, впав в беду, потеряв возможность быть нам полезными на празднике жизни, в погоне за счастьем. Тут мы даем полную свободу оценке всего и всех. Так незаметно никого близкого не оказывается рядом с нами, не находим мы того, кто был бы достоин нашей любви: один - грешник и недостоин любви; другой - иноверный или инакомыслящий; третий - сам ископал себе яму, в которую впал, значит, достоин наказания. Широка и глубока заповедь Божия, а мы, став на путь высокомерного суждения, вместив в себя одновременно чувствования и священника и левита, прошедших мимо бедствующего человека, тоже проходим мимо всякого, кто оказывается рядом, кто нуждается в нашем внимании, кто просит нашей помощи, уже не говоря о тех, кто просто безмолвно страдает рядом.

И вот мы уже не исполнители закона, а судьи. И вопрос "как спастись?" звучит праздно, попранный отвержением Богом данной заповеди о любви к ближнему. У нас нет ближнего. И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу - назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви? Услышим ли мы определение Господне для законника, для нас, знающих закон: "…Иди, и ты твори такожде" (Лк. 10, 37). Забудь себя и свое "Я", поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты.

Вот мера нашего духовного возраста, где кроется ответ на вопрос о спасении. "…Иди, и ты твори такожде". Иди и ты поступай, как учит Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, невзирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Делай добро… делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя, и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов и спасешься".

Источник: vob-eparhia.ru



    Фоторепортаж

Возврат к списку


Страсти Христовы
Страсти Христовы

Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...


Ангельский образ
Ангельский образ

«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...


Людям явился Бог
Людям явился Бог

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...


Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней
Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. 70 апостолов...


Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев
Церковь совершает память безвинно убиенных младенцев

Господь наш, Иисус Христос говоря о признаках конца человеческой истории, сказал: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь…» (Мф. 24:12). Это предупреждение мы видим исполняющимися...


«Красная шапочка на Божьем лугу»
«Красная шапочка на Божьем лугу»

15 мая в рамках Православного форума «Благодатный огонь в сердце каждого», который в эти дни проходит во Дворце детей и юношества, творческий коллектив «Христославы» Воскресной школы при Благовещенском...


«За наше счастье грудью вставших - Живых и мертвых — вспоминаем всех!»
«За наше счастье грудью вставших - Живых и мертвых — вспоминаем всех!»

9 мая Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе прошла организованной колонной «Бессмертный полк».

Личная память – это важнейший смысл «Бессмертного полка». Связь поколений, объединение...


Паломничество в Санкт-Петербург
Паломничество  в Санкт-Петербург

Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые остаются в его памяти на долгие, долгие годы, как что-то очень светлое, святое и прекрасное.

30 апреля в светлые, радостные дни Пасхальной...