«Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненаго мя осуждения»

25 Февраля 2015
«Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненаго мя осуждения»

В среду первой седмицы Великого поста протоиерей Борис Белоглазов совершил Великое повечерие в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора. За повечерием архимандрит Сергий (Копылов) в сослужении секретаря епархиального управления протоиерея Андрея Скакалина и духовенства собора совершил уставное чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Ни одна молитва так часто не повторяется в дни Великого поста, как молитва прподобного Ефрема Сирина. Вот что говорит об этой «великой» молитве митрополит Новгородский и Санкт-Петрбургский Никанор:

««Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

Вот молитва, которую слышали вы, братия, в эти дни много раз в храме. Ее написал св. Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в IV веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Святой и Великой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и дня воскресного.

Для чего святая Церковь ввела в богослужение Великим Постом эту, а не другую молитву? Для того чтобы непрестанно напоминать нам, о чем именно надобно просить и молить Господа на поприще поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от простуды, так святая Церковь предостерегает нас ныне от искушений, внушая, с какой стороны они приходят к нам и какими средствами можем мы отражать их от себя. Чувствуя свою нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание, войдем в ее благое намерение о нас и последуем за ее руководством, как дети следуют за наставлениями матери.

Когда святая Церковь заставляет нас во время поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, Это указывает, что сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни говения. В самом деле, какое время более свободно для упражнения в слове Божием, как не время, посвящаемое на приготовление к исповеди и причащению? И в сие-то время искушает нас наиболее дух праздности! Какое время более удобно для духовных размышлений, как не время, посвящаемое на хождение в храм для слушания там душеспасительных молитв, чтения и пения? И в сие-то время входят в наше сердце наиболее нечистые помыслы! Какое время более располагает душу к покою, как не время поста? И в сие-то время мы предаемся наиболее скуке и унынию! Какое время более способствует к упражнению в молчании, как не время покаяния? И в сие-то время занимаемся наиболее празднословием!

Не так ли? Только тот не замечает этих искушений, кто постится и ходит в храм по нужде; но тот, кто постится, как следует, и молится во храме, как должно, тому понятна вся важность молитвы, употребляемой ныне Церковью.

Что же такое дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправления. Ум должен упражняться в слове Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и молитвы, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности в своих недостатках и заблуждениях и исполнять требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли он ум праздный, рассеянный и погруженный в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.

Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, коими наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить устав Церкви без угрызений совести, и вздыхает, глядя на постную пищу. И этот дух уныния и тоски не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Не опаснее ли он для здоровья, чем простая, безыскусная пища? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден Самим Богом.

Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея ее, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив, мытарь не постился, но предпочтен постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но от чего бы не происходила эта страсть, она – страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, – если не будет в ней сразу подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! «За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36), – говорит сам Спаситель».

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице
Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, архимандрит Сергий (Копылов)  совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе

Пасхальная Вечерня - светлое торжественное богослужение, венчающее первый день всерадостного Праздника Воскресения Христова, вершиной которого является чтение Евангельского повествования апостола ...


Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже
Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже

12 мая, в день памяти прп. Нектария Оптинского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ...


Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси
Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси

В день памяти св. равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия, 1000-летие блаженной кончины которого отмечается в этом году, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству ...


Паломническая поездка Воскресной школы в Нилову пустынь
Паломническая поездка Воскресной школы в Нилову пустынь

9 июня 2017 году исполнилось 350 лет обретения мощей прп. Нила Столбенского.

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, группа паломников – воспитанники, родители, преподаватели...


Закончился учебный год
Закончился учебный год

Вот и закончился учебный год в нашей Воскресной школе!
Ученики вместе с родителями и педагогами собрались на благодарственный молебен в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора.

...


Воспитанники Воскресной школы посетили Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь
Воспитанники Воскресной школы посетили Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь

Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память святых Жен-мироносиц.

В этот праздничный день, в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора состоялась Божественная...