«Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» (Пс. 21: 19)

1 Марта 2015
«Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» (Пс. 21: 19)

Вечером, 1 марта 2015 года в верхнем храме Благовещенского кафедрального собора архимандрит Сергий (Копылов) совершил богослужебное последование Пассии. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального собора.

С приходом Великого Поста богослужебный  Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако Пассия (лат. «страдание») – самое позднее богослужебное последование, составленное в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Пассия совершается только Великим постом, четыре раза,  по воскресным дням. Во время службы читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5: 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних? Можем ли мы так же, как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии  и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе. Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих.

    Фоторепортаж

Возврат к списку


О подготовительных неделях к Великому посту
О подготовительных неделях к Великому посту

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста,...


Православие и молодежь
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами...


Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника
Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника

  В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному...


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Гонения на христиан в истории Православной Церкви
Гонения на христиан в истории Православной Церкви

«Если Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ин. 15:20). Эти слова Спасителя были актуальны и в первые века христианства, и сегодня. С самого начала распространения новой Церкви, у нее появились враги, ...


Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»
Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»

26 января в Трехсвятительском храме Благовещенского кафедрального собора была совершена ранняя Божественная литургия.

Богослужение, в сослужении диакона Сергия Калиниченко совершил иерей Илия...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...


«Петровские корабли»
«Петровские корабли»

29 декабря в нижнем храме собора состоялась Божественная литургия с участием воспитанников Воскресной школы. Дети читали часы, пели, исповедались, причастились Святых Христовых Тайн!

После ...