Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

11 Февраля 2016
Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

В канун дня празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого епископ Семилукский Сергий, викарий Воронежской епархии совершил всенощное бдение в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, ключарь иерей Олег Шурупов, клирики кафедрального собора.

В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую - на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XV в.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси - дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».

Образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в Неделю о Страшном суде
Слово в Неделю о Страшном суде

Совсем недавно мы встречали родившегося в мир Богомладенца Христа, прославляли Его чудесное Воплощение. Видели Его, гонимого Иродом, бегущим вместе со святыми Своими родителями в Египет. Недавно мы...


О подготовительных неделях к Великому посту
О подготовительных неделях к Великому посту

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста,...


Православие и молодежь
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами...


Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника
Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника

  В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному...


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»
Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»

26 января в Трехсвятительском храме Благовещенского кафедрального собора была совершена ранняя Божественная литургия.

Богослужение, в сослужении диакона Сергия Калиниченко совершил иерей Илия...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...


«Петровские корабли»
«Петровские корабли»

29 декабря в нижнем храме собора состоялась Божественная литургия с участием воспитанников Воскресной школы. Дети читали часы, пели, исповедались, причастились Святых Христовых Тайн!

После ...