«Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе»

19 Апреля 2014
«Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе» Утреню Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа совершил в Благовещенском кафедральном соборе митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. 

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. 

В Великую Субботу вспоминается погребение Спасителя, сошествие Его во ад и освобождение праведников Ветхого Завета. 

Богослужение по своему устроению напоминает заупокойное – после Шестопсалмия и мирной ектении при торжественном пении тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое» духовенство выходит на середину храма и став перед Святой Плащаницей совершает чтение 17-й кафизмы, стихи которой звучат в качестве припевов к коротким молитвам – похвалам. Эти молитвы исполняются попеременно несколькими хорами и поэтому называются греческим словом – антифоны. В них соединяются темы похвалы страданиям Спасителя и ужаса всякого творения, видящего смерть Господа. В то же время, чувствуется и отрадный луч надежды на Его Воскресение. Осуждается вероломство предателя Иуды и упорство в неверии иудеев, осудивших Христа на смерть. 

По уже сложившейся традиции, похвалы на 17-й кафизме в Благовещенском соборе исполняются тремя хорами – миртополичим хором Благовещенского кафедрального собора, архиерейским мужским хором «Символ веры» и хором духовенства. 

По окончании 17-й кафизмы священнослужители уходят в алтарь и начинается пение умилительного канона «Волною морскою». Ирмос его 9-й песни, который исполняется в качестве задостойника на Божественной литургии, можно назвать гимном всей Великой Субботы: 

«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». 

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет», как и все молитвы и ектении Великой Субботы совершается перед Плащаницей. Каждением во время пения Великого славословия начинается погребальный Крестный ход со Святой Плащаницей, после которого читается паремия из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – фрагмент послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором он говорит об искупительном смысле Крестной смерти Христа. После апостольского чтения поется Аллилуарий со стихами из Псалтири, которые подводят нас к преддверию праздника Пасхи и будут звучать до самого его отдания: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его». 

После этого читается Евангелие от Матфея, в котором рассказывается о том, как первосвященники попросили разрешения поставить у Гроба Господня стражу: 

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». (Мф. 27; 62-66) 

Иудеи получили, что хотели. Они увидели Христа мертвым, и они знают, что Он положен во гробе. И теперь они могут приступать к своему празднику. Но наш праздник иной. Не якоже иудеи празднуем — не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины. Ибо Христос — Пасха наша — за нас пожреся. Иудеи пришли к Пилату и сказали ему, что Христос, когда Он еще был жив, говорил, что воскреснет в третий день. Не то, чтобы иудеи допускали возможность этого, но они боятся, что ученики придут и украдут своего Учителя и скажут, что Он воскрес из мертвых. И они просят Пилата, чтобы он поставил стражу и принял какие-то меры. И Пилат говорит им: «Имате кустодию — имеете стражу, — постарайтесь сделать все, что вы можете» (Мф. 27, 65). Он как бы говорит, не зная, что говорит: «Постарайтесь, если сможете, удержать Христа во гробе». И они действительно приняли все меры. Огромный камень был привален ко гробу — «велий зело», и гроб был запечатан, и стража была поставлена ко гробу. Но они не учли одной вещи, что нет такого гроба на свете, который мог бы удержать воскресшего Христа, и нет такого Синедриона, и нет таких мудрецов во всем мире, и нет такой власти со всею изощренностью их лжи, со всем золотом мира, которым, как им кажется, они могут купить всех, даже свидетелей Воскресения. Со всеми угрозами гонений. Нет такой силы, которая могла бы удержать во гробе воскресшего Христа. Потому что смертью Своею Христос отнял силу смерти у имеющего державу смерти, то есть, у диавола. И уже мы сейчас можем слышать: «Днесь ад, стеня, вопиет». И уже сейчас Ангел возвещает об этой радости: «Зачем вы ищете Живаго с мертвыми, Его нет здесь, Он восстал». Христос сошел во ад, сокрушив врата медные, и радостный гул этой победы приближается к нам. Еще немного, и эта весть, которая сотрясет все небо и землю, придет к нам. И эта радость заполнит все. Радость, которую ни жизнь, ни смерть, никто и ничто не смогут от нас отнять, потому что жизнь вечная, воссиявшая от гроба, дана нам Богом навеки.

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Сегодня Святая Православная Церковь празднует замечательный праздник – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Роль их в истории человечества, за более чем две тысячи лет, без сомнения...


Церковь совершает память прп. Паисия Святогорца
Церковь совершает память прп. Паисия Святогорца

Старец Паисий Святогорец при жизни снискал известность у людей по всему миру – и это при том, что о нем не рассказывали СМИ, его не показывали по телевизору. Слава о нем передавалась посредством...


Воины Царя Небесного
Воины Царя Небесного

Совсем недавно, в начале мая, когда вся наша страна воспоминала Великую победу в страшной, унесшей миллионы человеческих жизней войне, мы видели идущих строем множество людей с портретами солдат и...


Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Святой
Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Святой

День Святого Духа или Духов День – это христианский праздник, который отмечается на следующий день после Дня Святой Троицы. Дата праздника является переходящей и всегда приходится на понедельник. ...


«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»
«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»

Накануне праздника Пятидесятницы, Святой Церковью установлен день особого поминовения усопших – вселенская Троицкая родительская суббота. Литургически, сегодняшняя служба заканчивает цикл богослужений,...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...


«Экзамен состоялся!»
«Экзамен состоялся!»

21 мая в Воскресной школе прошло последнее, завершающее учебный год, итоговое занятие.

Можно сказать, что наши воспитанники, родители и даже преподаватели в этот день сдали экзамен в необычной...


Солдаты не уходят в никуда…
Солдаты не уходят в никуда…

9 мая в 9 часов Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе собралась на территории собора, чтобы присоединиться к общественной акции «Бессмертный полк».

Сохранить память о ветеранах,...