«Не лобзания Ти дам, яко Иуда…»

17 Апреля 2014
«Не лобзания Ти дам, яко Иуда…» В Великий Четверг митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе. 

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. 

В этот великий день – четверг Страстной Седмицы совершается воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Божественной Евхаристии – причастия Святых Тела и Крови Христовых. Накануне Своих Крестных Страданий Господь Иисус Христос дает ученикам – 12-ти апостолам, а вместе с ними и всей Церкви возможность истинно приобщиться Его Тела и Крови и тем самым соединиться с Ним и в Нем пребывать. Это величайший Дар Бога человеку. «Сие творите в Мое воспоминание» — заповедует Божественный Учитель. (Лк. 22; 19) И христианская Церковь с самых первых дней своего земного бытия всю свою жизнь строила вокруг Евхаристического общения. В самом начале книги Деяний святых апостолов говорится о том, что уверовавшие и крестившиеся во имя Господа Иисуса «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2; 42). В апостольском чтении Великого Четверга святой апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1Кор. 11; 26) Таким образом участвуя в этом величайшем и святом Таинстве мы свидетельствуем о той жертве, которую принес за нас Спаситель ради нашего избавления от греха и смерти. 

В народе этот день получил еще одно название – Чистый Четверг, потому что Евангелие рассказывает нам о том, что прежде чем возлечь на Вечере, Господь умыл ноги Своим ученикам, показав им пример того, как они и все христиане должны относиться друг к другу: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13; 12-17). Этим же Господь показывает, что к святому и великому Таинству необходимо приступать, очистившись от духовной скверны и нечистоты. Великий учитель христиан, святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов в Великий Четверг так учит верующих относиться к Таинству Божественной Евхаристии: 

«Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем, то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством Таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться беспечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берут сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; от суда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем отсюда. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый». 

Богослужение этого дня имеет немало особенностей, присущих лишь ему одному. На утрени после пения «Бог Господь» исполняется тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе». А на Литургии вместо Херувимской песни, запричастного и причастно стиха, а также молитвы «Да исполнятся уста наша» поется трогательная песнь «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем».

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице
Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, архимандрит Сергий (Копылов)  совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе

Пасхальная Вечерня - светлое торжественное богослужение, венчающее первый день всерадостного Праздника Воскресения Христова, вершиной которого является чтение Евангельского повествования апостола ...


Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже
Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже

12 мая, в день памяти прп. Нектария Оптинского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ...


Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси
Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси

В день памяти св. равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия, 1000-летие блаженной кончины которого отмечается в этом году, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству ...


История о всепобеждающей любви
История  о  всепобеждающей любви

15 октября   творческий коллектив Воскресной школы при Благовещенском кафедральном   подарил гостям  Покровской ярмарки   красочный спектакль по  мотивам сочинения...


«Белые цветы, как символ надежды»
«Белые цветы, как символ надежды»

Праздник «Белого цветка» — прекрасная дореволюционная традиция, когда все  объединяются, чтобы помочь тяжело больным людям, сиротам, малоимущим. Такая форма социального служения играла объединяющую...


Едиными устами и единым сердцем
Едиными устами и единым сердцем

10 сентября в нижнем храме собора состоялась  Божественная литургия для воспитанников, родителей и преподавателей Воскресной школы.

Перед началом учебного года, ранним утром  вся ...