«Не лобзания Ти дам, яко Иуда…»

17 Апреля 2014
«Не лобзания Ти дам, яко Иуда…» В Великий Четверг митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе. 

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики собора. 

В этот великий день – четверг Страстной Седмицы совершается воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Божественной Евхаристии – причастия Святых Тела и Крови Христовых. Накануне Своих Крестных Страданий Господь Иисус Христос дает ученикам – 12-ти апостолам, а вместе с ними и всей Церкви возможность истинно приобщиться Его Тела и Крови и тем самым соединиться с Ним и в Нем пребывать. Это величайший Дар Бога человеку. «Сие творите в Мое воспоминание» — заповедует Божественный Учитель. (Лк. 22; 19) И христианская Церковь с самых первых дней своего земного бытия всю свою жизнь строила вокруг Евхаристического общения. В самом начале книги Деяний святых апостолов говорится о том, что уверовавшие и крестившиеся во имя Господа Иисуса «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2; 42). В апостольском чтении Великого Четверга святой апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1Кор. 11; 26) Таким образом участвуя в этом величайшем и святом Таинстве мы свидетельствуем о той жертве, которую принес за нас Спаситель ради нашего избавления от греха и смерти. 

В народе этот день получил еще одно название – Чистый Четверг, потому что Евангелие рассказывает нам о том, что прежде чем возлечь на Вечере, Господь умыл ноги Своим ученикам, показав им пример того, как они и все христиане должны относиться друг к другу: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13; 12-17). Этим же Господь показывает, что к святому и великому Таинству необходимо приступать, очистившись от духовной скверны и нечистоты. Великий учитель христиан, святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов в Великий Четверг так учит верующих относиться к Таинству Божественной Евхаристии: 

«Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается бескровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем, то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством Таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться беспечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берут сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; от суда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем отсюда. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый». 

Богослужение этого дня имеет немало особенностей, присущих лишь ему одному. На утрени после пения «Бог Господь» исполняется тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе». А на Литургии вместо Херувимской песни, запричастного и причастно стиха, а также молитвы «Да исполнятся уста наша» поется трогательная песнь «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем».

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Сегодня Святая Православная Церковь празднует замечательный праздник – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Роль их в истории человечества, за более чем две тысячи лет, без сомнения...


Церковь совершает память прп. Паисия Святогорца
Церковь совершает память прп. Паисия Святогорца

Старец Паисий Святогорец при жизни снискал известность у людей по всему миру – и это при том, что о нем не рассказывали СМИ, его не показывали по телевизору. Слава о нем передавалась посредством...


Воины Царя Небесного
Воины Царя Небесного

Совсем недавно, в начале мая, когда вся наша страна воспоминала Великую победу в страшной, унесшей миллионы человеческих жизней войне, мы видели идущих строем множество людей с портретами солдат и...


Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Святой
Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Святой

День Святого Духа или Духов День – это христианский праздник, который отмечается на следующий день после Дня Святой Троицы. Дата праздника является переходящей и всегда приходится на понедельник. ...


«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»
«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»

Накануне праздника Пятидесятницы, Святой Церковью установлен день особого поминовения усопших – вселенская Троицкая родительская суббота. Литургически, сегодняшняя служба заканчивает цикл богослужений,...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...


«Экзамен состоялся!»
«Экзамен состоялся!»

21 мая в Воскресной школе прошло последнее, завершающее учебный год, итоговое занятие.

Можно сказать, что наши воспитанники, родители и даже преподаватели в этот день сдали экзамен в необычной...


Солдаты не уходят в никуда…
Солдаты не уходят в никуда…

9 мая в 9 часов Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе собралась на территории собора, чтобы присоединиться к общественной акции «Бессмертный полк».

Сохранить память о ветеранах,...