Навечерие Богоявления Господня

18 Января 2018
Навечерие Богоявления Господня

В Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) в Благовещенском кафедральном соборе было совершено торжественное богослужение.

В 7:00 утра служба началась с чтения Царских часов, которые совершаются всего лишь трижды в год (в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления). Главное в  Царских часах – это сугубый акцент на тексты Священного Писания (не исключая и псалмов, которые при обычном чтении часов скорее дают настрой на молитву, а при пении Великих — с изумительной силой, даже не образно, а реально — в богослужебном днесь» — раскрывают воспоминаемое как происходящее). Тропари всех часов аналогичны предрождественским: «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды».

Псалмы первого часа, как всегда, — приуготовление: Господа — к схождению в Иордан и выходу на проповедь, и наше — к исправлению стезей Христовых через покаяние, да услышим спасительное слово Его. По образу пришедших на крещение к Иоанну Святая Церковь призывает нас к покаянию через слышание умилительных псалмов. Далее за тропарем — стихиры водоосвящения: «Днесь вод освящается естество…» и прочие. А за ними — пророчество Исаии и проповедь апостольская из книги Деяний, указывающая на слова Крестителя Иоанна о грядущем Мессии, об исполнившихся в Иисусе древних пророчествах и о вершине Его пути — страданиях, смерти и воскресении (Деян 13:25–32). Далее — евангельское чтение от Матфея об Иоанновом крещении, об обличениях его, таким образом, — о подготовке покаянной в сретение Христа, выходящего на проповедь Царства Небесного (Мф 3:1–12).

В чине третьего часа — похожие мотивы, но один богослужебный час уже позади, явление Бога на Иордане приблизилось, и слышим в псалмах тему и надежду Праздника: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих… Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс 28:3,11).

И, наконец, наступает встреча человека и Бога на водах Иорданских, Крестителя и Святой Троицы. А пока в ожидании священного события воспеваем стихиры Приближающемуся: «Грядый с плотию ко Иордану, Господи, креститися хотя во образе Человека, Животодавче, да прельстившихся нас, яко благоутробен, всякия козни и сети змиевы избавив, просветиши, от Отца свидетельствуемь, Божественный же Дух голубиным видом Тебе предста, но всели в души наша Того, Человеколюбче». И снова — книга Деяний, и свидетельствует Павел о служении Крестителя как Предтечи Христа, и крестятся слышавшие Иоанна и слушающие Апостола: «се новый является Божий народ». Евангелие часа — от Марка — об Иоаннове крещении и пророчестве о Грядущем за ним. Исполнив положенные молитвы часа третьего, — начинается шестой.

Первый в рождённых жёнами, желающий преклониться, но не имеющий достоинства и ремень обуви развязать Христовой, Иоанн взывает себе и нам: «Приидите, поклонимся… Самому Христу, Цареви и Богу нашему», — смиримся перед Смиряющимся нас ради человек и нашего ради спасения. Возвещает Давид о Господе своём, явившемся на Иорданских водах и имеющем совершить избавление наше: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася, смятошася бездны… Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются. Наставил еси яко овцы люди Твоя» (Пс 76:17–21).

После крещения Господь выйдет на проповедь, но прежде — искушение от отца лжи, врага исконного, клеветника и отступника. 90-й псалом — подготовка к битве. Далее — стихиры об этой таинственной брани неба и преисподней, паремия Исаии, разделяющему с нами радость о Христе: «почерпите воду со веселием от источник спасения… Воспойте… Имя Господне, яко высокая сотвори. Возвестите сия по всей земли» (Ис. 12:3–5). Евангелие часа вскоре поведает о Христовом крещении, посему теперь, когда в богослужебном времени событие совершилось, голос Апостола обращается не назад, к Иоанну, а вперед — к нам, и о нашем уже крещении возвещает. И эту апостольскую песнь обновления, песнь Великой Субботы и нашего крещения, и завета на всю жизнь — также невозможно сократить: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем. Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху. Умерый бо свободися от греха. Аще ли умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним: Ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою, а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим 6:3–11).

Читается Евангелие от Марка — о Богоявлении на Иордане, об искушении Иисуса в пустыне, и уже о первой проповеди Его: «Покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк 1:9–15). И, воспев славу Господу, а позже — кондак Предпразднества, начинается вскоре девятый час…

В богослужебном времени настала пора, по подобию Господа, исходящего от Иорданской воды на проповедь Евангелия Царствия, и нам подготовиться к выходу в мир для свидетельства о Христе, родившемся от Девы, крестившемся от Иоанна, о Распятом и Воскресшем. Христос укрепил Апостолов, всех от века святых, истинных героев Духа, на Евангельское свидетельство — словом, больше же жизнью и смертью. И нас в меру малых сил наших укрепляет на то же свидетельство, да исполнятся въяве Им же вдохновлённые слова, которые слышим сейчас от псалмопевца: «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят Имя Твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един» (Пс 85:9–10).

А пока пением стихир возвратимся мысленно к Иордану, подивимся с горними силами явленному там Божественному смирению: «Ужас бе видети Небесе и земли Творца, на реце обнажшагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельстии дивляхуся страхом и радостию, с нимиже покланяемся Тебе: спаси нас, Господи». Далее читается апостольское обращение Павла к Титу (Тит 2:11–14; 3:4–7).

Печатлеет же торжество предпраздничных Великих часов Евангельское чтение от Матфея, свидетельствующее о благородном смущении Иоанна и о непостижимом смирении Иисуса, всё понесшего — несравненную и неповторимую земную жизнь среди грешников, Крест, смерть и ад, да спасётся первозданный Адам — и мы с ним.

По окончании Царских часов была совершена вечерня, по окончании которой – литургия свт. Василия Великого.

Служение Божественной литургии возглавил клирик собора протоиерей Алексий Ивашкевич. Отцу Алексию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики собора.

Со словом проповеди к молящимся обратился клирик собора иерей Михаил Семенов.

Множество прихожан в Крещенский сочельник приобщились Святых Христовых Таин.

По заамвонной молитве духовенство вышло на середину храма, где было совершено Великое освящение воды. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось не только в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, но также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

Протоиерей Алексий на непокрытой главе изнес из алтаря святой крест, который был положен на столе с чашей с водой, украшенной тремя свечами. Во время пения тропарей отец Алексий с протодиаконом Виктором Ивлиевым совершил троекратное каждение стола с приготовленной к освящению водой. После чтения паремий протодиаконом священник прочел Евангелие, повествующее о Крещении Господнем (Мк., зач. 2-е).

Далее отец протодиакон произносит великую ектенью с особыми прошениями, в которых содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. По окончании ектении была прочитана освятительная молитва, по окончании которой протоиерей Алексий благословил воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста им трижды был пропет тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

Прихожане и весь храм были окроплены святой водой. Также, было освящено сочиво – для подкрепления сил молящихся в день строго поста.

В завершении богослужения посреди храма был поставлен светильник, перед которым духовенство с хором пропели тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.



    Фоторепортаж

Возврат к списку


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном...


Ратный подвиг
Ратный подвиг

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн...


Ученики Христовы
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен...


Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)
Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые...


РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев
РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев

Дети Царской семьи: какими знали их современники?

 «…Если для возведения здания счастливого человечества необходимо замучить всего лишь ребенка, согласишься ли на слезе его основать это...


Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»
Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»

15 сентября Воскресная школа приняла участие в благотворительной акции «Белый цветок». Ярмарочные палатки с игрушками, сладкой выпечкой и чаем были поставлены на «Православной улице», которая расположилась...


Городской фестиваль «Мой город – мои возможности»
Городской фестиваль «Мой город – мои возможности»

В Воронеже с 1 по 8 сентября проходил интерактивный фестиваль «Мой город – мои возможности». В рамках фестиваля проводилось много мероприятий: мастер-классы, лекции, выставки и концерты. 8 сентября...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...