Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

29 Марта 2017
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Утреню четвертка 5-й седмицы Великого поста, также именуемую "Стояние преподобной Марии Египетской", Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, по общецерковной традиции, совершил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.

Особенное по силе покаянного духа богослужение утрени четвертка пятой седмицы Великого поста установлено Церковью в воспоминание подвига преподобной Марии Египетской - ее житие читается за богослужением в этот день. Из бездны порока подвижница взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Прославляя великое покаяние о труд преподобной Марии, Церковь в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

На этом богослужении единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который звучал по частям в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Ввиду значительной продолжительности эту службу иногда называют "Стоянием преподобной Марии Египетской".

Покаянный канон прп. Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы - рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. В тропарях канона персонажи Священной Истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в Евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Повествование ведется от первого лица. Дела Божии в прошлом - это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу - наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: "Я подражал преступлению первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…"

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих Божественных даров: "Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…"

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству - тому спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своем Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где все говорит о Боге, все отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живем. Современный мир противоположен тому, первозданному... Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Поврежденного грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение - покаяние. Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.



    Фоторепортаж

Возврат к списку


Воины Царя Небесного
Воины Царя Небесного

Совсем недавно, в начале мая, когда вся наша страна воспоминала Великую победу в страшной, унесшей миллионы человеческих жизней войне, мы видели идущих строем множество людей с портретами солдат и...


Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Святой
Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Святой

День Святого Духа или Духов День – это христианский праздник, который отмечается на следующий день после Дня Святой Троицы. Дата праздника является переходящей и всегда приходится на понедельник. ...


«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»
«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»

Накануне праздника Пятидесятницы, Святой Церковью установлен день особого поминовения усопших – вселенская Троицкая родительская суббота. Литургически, сегодняшняя служба заканчивает цикл богослужений,...


Слово в Неделю о слепом
Слово в Неделю о слепом

Неделя о слепом — шестое воскресение по Пасхе. На литургии читается Евангельский отрывок от Иоанна о чуде исцеления Исусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением...


День победы – праздник со смыслом!
День победы – праздник со смыслом!

Сегодня Великий день – День победы советских войск в Великой Отечественной войне. Поистине грандиозный праздник, но у меня лично, он вызывает двоякое ощущение. Парад, проход боевой техники, возложение...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...


«Экзамен состоялся!»
«Экзамен состоялся!»

21 мая в Воскресной школе прошло последнее, завершающее учебный год, итоговое занятие.

Можно сказать, что наши воспитанники, родители и даже преподаватели в этот день сдали экзамен в необычной...


Солдаты не уходят в никуда…
Солдаты не уходят в никуда…

9 мая в 9 часов Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе собралась на территории собора, чтобы присоединиться к общественной акции «Бессмертный полк».

Сохранить память о ветеранах,...