Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

29 Марта 2017
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Утреню четвертка 5-й седмицы Великого поста, также именуемую "Стояние преподобной Марии Египетской", Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, по общецерковной традиции, совершил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.

Особенное по силе покаянного духа богослужение утрени четвертка пятой седмицы Великого поста установлено Церковью в воспоминание подвига преподобной Марии Египетской - ее житие читается за богослужением в этот день. Из бездны порока подвижница взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Прославляя великое покаяние о труд преподобной Марии, Церковь в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

На этом богослужении единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который звучал по частям в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Ввиду значительной продолжительности эту службу иногда называют "Стоянием преподобной Марии Египетской".

Покаянный канон прп. Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы - рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. В тропарях канона персонажи Священной Истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в Евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Повествование ведется от первого лица. Дела Божии в прошлом - это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу - наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: "Я подражал преступлению первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…"

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих Божественных даров: "Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…"

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству - тому спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своем Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где все говорит о Боге, все отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живем. Современный мир противоположен тому, первозданному... Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Поврежденного грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение - покаяние. Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.



    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в Неделю о Страшном суде
Слово в Неделю о Страшном суде

Совсем недавно мы встречали родившегося в мир Богомладенца Христа, прославляли Его чудесное Воплощение. Видели Его, гонимого Иродом, бегущим вместе со святыми Своими родителями в Египет. Недавно мы...


О подготовительных неделях к Великому посту
О подготовительных неделях к Великому посту

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста,...


Православие и молодежь
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами...


Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника
Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника

  В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному...


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»
Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»

26 января в Трехсвятительском храме Благовещенского кафедрального собора была совершена ранняя Божественная литургия.

Богослужение, в сослужении диакона Сергия Калиниченко совершил иерей Илия...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...


«Петровские корабли»
«Петровские корабли»

29 декабря в нижнем храме собора состоялась Божественная литургия с участием воспитанников Воскресной школы. Дети читали часы, пели, исповедались, причастились Святых Христовых Тайн!

После ...