Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

29 Марта 2017
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского

Утреню четвертка 5-й седмицы Великого поста, также именуемую "Стояние преподобной Марии Египетской", Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, по общецерковной традиции, совершил богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.

Особенное по силе покаянного духа богослужение утрени четвертка пятой седмицы Великого поста установлено Церковью в воспоминание подвига преподобной Марии Египетской - ее житие читается за богослужением в этот день. Из бездны порока подвижница взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Прославляя великое покаяние о труд преподобной Марии, Церковь в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

На этом богослужении единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который звучал по частям в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Ввиду значительной продолжительности эту службу иногда называют "Стоянием преподобной Марии Египетской".

Покаянный канон прп. Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы - рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. В тропарях канона персонажи Священной Истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в Евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Повествование ведется от первого лица. Дела Божии в прошлом - это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу - наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: "Я подражал преступлению первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…"

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих Божественных даров: "Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…"

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству - тому спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своем Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где все говорит о Боге, все отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живем. Современный мир противоположен тому, первозданному... Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Поврежденного грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение - покаяние. Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.


    Фоторепортаж

Возврат к списку


Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице
Всенощное бдение накануне Недели 4-й по Пятидесятнице

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, архимандрит Сергий (Копылов)  совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили клирики кафедрального ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе

Пасхальная Вечерня - светлое торжественное богослужение, венчающее первый день всерадостного Праздника Воскресения Христова, вершиной которого является чтение Евангельского повествования апостола ...


Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже
Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже

12 мая, в день памяти прп. Нектария Оптинского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ...


Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси
Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси

В день памяти св. равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия, 1000-летие блаженной кончины которого отмечается в этом году, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству ...


Воспитанница Воскресной школы собора победила в конкурсе рисунков
Воспитанница Воскресной школы собора победила в конкурсе рисунков

В рамках ежегодного конкурса «Пьедестал почета - Матери земли Воронежской» Общественная палата Воронежской области совместно с областным Женским советом провела конкурс рисунков, посвященных празднованию...


Творческому коллективу Воскресной школы вручили Благодарственное письмо
Творческому коллективу Воскресной школы вручили Благодарственное письмо

7 ноября  организаторы Покровской  выставки ярмарки в лице  настоятеля воинского храма Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, проректор по воспитательной...


Прикоснуться к чуду
Прикоснуться к чуду

29 октября,  после  Божественной литургии,   для воспитанников, преподавателей, родителей Воскресной школы прошел мастер-класс по иконописной живописи. Художник-иконописец Александр...