"Крест - хранитель всея вселенныя"

26 Сентября 2014
"Крест - хранитель всея вселенныя"

Накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение с Чином Воздвижения Креста в Благовещенском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора. На Великой вечерне была совершена Лития и благословение хлебов.

В этот день, согласно Богослужебному уставу, Святой Крест перед началом богослужения полагается в Алтаре на жертвеннике, а затем при пении кондака Праздника переносится на Престол. Во время полиелея священнослужители не выходят из Алтаря, как обычно, а предстоят у Престола. После традиционного полного каждения храма предстоятелем и пения антифонов Читается Евангелие - также перед Престолом. Обычного помазания не совершается, но с началом чтения канона Царские врата затворяются и отверзаются по обычаю перед пением Великого славословия, вовремя которого предстоятель совершает троекратное каждение Престола с лежащим на нем Святым Крестом. Перед пением Трисвятого священнослужители совершают поклонение Кресту, а затем предстоятель возложив его на главу, выносит из Алтаря. В кафедральных соборах далее совершается торжественный Чин Воздвижения. Архиерей выносит Святой Крест из Алтаря в сопровождении диаконов, совершающих непрерывное каждение перед Крестом, и духовенства. Пройдя крестным ходом по храму, священнослужители становятся на середину храма, Архипастырь воздвигает и опускает СвятойКрест на четыре стороны, а священнослужители возливают на подножие Животворящего древа благовония. В это время хор торжественным распевом многократно поет "Господи, помилуй". Затем Крест полагается на аналое на середине храма и духовенство вместе с молящимися совершают три земных поклона при пении "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим". После поклонения Кресту совершается помазание молящихся освященным елеем, в то время, как хор поет стихиры Животворящему Кресту: "Приидите, вернии" и "Крест, хранитель всея вселенныя". После пения этих стихир произносятся обычные ектении - сугубая и просительная и совершается отпуст. По окончании Первого часа священнослужители снова исходят на середину храма и при пении "Кресту твоему" совершают земное поклонение Животворящему Кресту Господню.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. Святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить капище и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее освящения, а также ротонды Гроба Господня и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления.

Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением.

Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках: обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней.

По свидетельству Иерусалимского Лекционария V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590).

При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице.

Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту.

Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году.

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: "Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство".

В Русской Православной Церкви в Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня также установлен пост.

    Фоторепортаж

Возврат к списку


«Невозможность привязанному к богатству, достигнуть Царствия Божия…»
«Невозможность привязанному к богатству, достигнуть Царствия Божия…»

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, как Христос беседовал с богатым юношей о наследии жизни вечной и об опасностях богатства в деле спасения души.

Мы слышали, как некий юноша...


Соборность Церкви - залог истинности нашей веры
Соборность Церкви - залог истинности нашей веры

11 октября Святая Церковь совершает празднование святым отцам VII Вселенского собора.

В наши дни, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает к всеправославному обсуждению...


Памяти Патриарха Тихона
Памяти Патриарха Тихона

Иногда, в минуты отчаяния, жизнь представляется нам бессмысленным хаосом. Великое множество мнений об одном и том же, различных человеческих устремлений, в большинстве своем корыстных, побуждают душу...


Памяти «Российского Златоуста» – свт. Димитрия Ростовского
Памяти «Российского Златоуста» – свт. Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша преодолевала новый этап в своем историческом развитии. Это было время петровских реформ, время непростое для Церкви, время очень трудное для народа....


Крест Христов
Крест Христов

В  праздник Крестовоздвижения Святая Православная Церковь вспоминает, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326...


Скоро наступит Рождество…
Скоро наступит Рождество…

Всем известно, что Рождество — семейный праздник. Нам также радостно ощущать себя единой семьёй, единым целым в Воскресной школе вместе с родителями, детьми, преподавателями и нашими любимыми батюшками!...


В гости к Заступнице Усердной
В гости к Заступнице Усердной

2 ноября по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия группа паломников Воскресной школы при Благовещенском кафедральном соборе в сопровождении духовника Воскресной школы иерея Олега...


Детская Божественная литургия перед началом учебного года
Детская Божественная литургия перед началом учебного года

23 сентября в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора была совершена Божественная литургия, в которой участвовали преподаватели, воспитанники и родители Воскресной школы.

Богослужение...