"Крест - хранитель всея вселенныя"

26 Сентября 2014
"Крест - хранитель всея вселенныя"

Накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение с Чином Воздвижения Креста в Благовещенском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора. На Великой вечерне была совершена Лития и благословение хлебов.

В этот день, согласно Богослужебному уставу, Святой Крест перед началом богослужения полагается в Алтаре на жертвеннике, а затем при пении кондака Праздника переносится на Престол. Во время полиелея священнослужители не выходят из Алтаря, как обычно, а предстоят у Престола. После традиционного полного каждения храма предстоятелем и пения антифонов Читается Евангелие - также перед Престолом. Обычного помазания не совершается, но с началом чтения канона Царские врата затворяются и отверзаются по обычаю перед пением Великого славословия, вовремя которого предстоятель совершает троекратное каждение Престола с лежащим на нем Святым Крестом. Перед пением Трисвятого священнослужители совершают поклонение Кресту, а затем предстоятель возложив его на главу, выносит из Алтаря. В кафедральных соборах далее совершается торжественный Чин Воздвижения. Архиерей выносит Святой Крест из Алтаря в сопровождении диаконов, совершающих непрерывное каждение перед Крестом, и духовенства. Пройдя крестным ходом по храму, священнослужители становятся на середину храма, Архипастырь воздвигает и опускает СвятойКрест на четыре стороны, а священнослужители возливают на подножие Животворящего древа благовония. В это время хор торжественным распевом многократно поет "Господи, помилуй". Затем Крест полагается на аналое на середине храма и духовенство вместе с молящимися совершают три земных поклона при пении "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим". После поклонения Кресту совершается помазание молящихся освященным елеем, в то время, как хор поет стихиры Животворящему Кресту: "Приидите, вернии" и "Крест, хранитель всея вселенныя". После пения этих стихир произносятся обычные ектении - сугубая и просительная и совершается отпуст. По окончании Первого часа священнослужители снова исходят на середину храма и при пении "Кресту твоему" совершают земное поклонение Животворящему Кресту Господню.

Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. Святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить капище и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее освящения, а также ротонды Гроба Господня и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления.

Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением.

Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках: обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней.

По свидетельству Иерусалимского Лекционария V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590).

При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице.

Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту.

Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году.

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: "Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство".

В Русской Православной Церкви в Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня также установлен пост.

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Ныне торжествует наш собор…
Ныне торжествует наш собор…

Первый храм

Один из первых храмов на воронежской земле был посвящен особо почитаемому событию новозаветной истории — Благовещению Пресвятой Девы. Располагался он на территории нынешнего главного...


О значении дней Страстной седмицы
О значении дней Страстной седмицы

Страстная седмица (неделя), завершающая период Великого поста, имеет важнейшее значение для духовной жизни христианина. В эти святые дни мы молитвенно воспоминаем и духовно предстоим пред тайной спасительных...


Слово в в Лазареву субботу
Слово в в Лазареву субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно приветствую Вас с субботним днем, именуемым в нашей Святой Православной Церкви Лазаревой субботой.

Мы знаем, что ...


Суббота Акафиста
Суббота Акафиста

В субботу, на пятой седмице Великого поста, в храмах совершается торжественное богослужение, посвященное Пресвятой Богородице. Эта служба называется субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы....


Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную
Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Сегодняшний воскресный день называется Неделей Крестопоклонной. Ею начинается четвертая седмица Великого...


Пасхальная радость
Пасхальная радость

По окончании Пасхальной Великой вечерни воспитанники, родители и преподаватели Воскресной школы собирались в Благовещенском кафедральном соборе, чтобы поздравить митрополита Воронежского и Лискинского...


«Боженькины ручки»
«Боженькины ручки»

1 апреля на великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялся второй отборочный тур детского Пасхального...


Ученики Воскресной школы изготовили пасхальные сувениры
Ученики Воскресной школы изготовили пасхальные сувениры

25 марта после ранней Божественной литургии учащиеся Воскресной школы отправились в Сити-парк, чтобы окунуться в атмосферу приближающегося праздника - Светлого Христова Воскресения!

Мастер-класс...