«Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!»

6 Апреля 2017
«Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!»

В канун престольного праздника Благовещенского кафедрального собора митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии совершил Всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Роман Вылуск, благочинный собора иерей Павел Колбасов, клирики кафедрального собора.

В центре храма Владыка митрополит совершил литию и благословение хлебов.

После антифонов и прокимна митрополит Воронежский и Лискинский Сергий велегласно прочел Евангельское повествование апостола Луки о встрече Пречистой Девы с праведной Елисаветой, случившейся тотчас после архангельского благовестия о Воплощении Сына Божия.

Во время богослужения Правящий Архиерей удостоил клирика Благовещенского кафедрального собора протодиакона Виктора Ивлиева епархиальной награды. В связи с 65-летием со дня рождения митрополит Сергий вручил о. Виктору медаль святителя Митрофана III степени.

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому  календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.

В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).




    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в Неделю о Страшном суде
Слово в Неделю о Страшном суде

Совсем недавно мы встречали родившегося в мир Богомладенца Христа, прославляли Его чудесное Воплощение. Видели Его, гонимого Иродом, бегущим вместе со святыми Своими родителями в Египет. Недавно мы...


О подготовительных неделях к Великому посту
О подготовительных неделях к Великому посту

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста,...


Православие и молодежь
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами...


Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника
Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника

  В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному...


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги в Воскресной школе Благовещенского собора
Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги в Воскресной школе Благовещенского собора

15 марта 2020 года, в зале собраний Благовещенского кафедрального собора прошла традиционная интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги. В этот раз викторина...


Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»
Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»

26 января в Трехсвятительском храме Благовещенского кафедрального собора была совершена ранняя Божественная литургия.

Богослужение, в сослужении диакона Сергия Калиниченко совершил иерей Илия...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...