«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…»

16 Апреля 2014
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…» Накануне Великого Вторника в Благовещенском кафедральном соборе соборным служением клириков совершено вечернее богослужение, которое возглавил секретарь Епархиального Управления, ключарь кафедрального собора протоиерей Андрей Скакалин. 

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах). Соответствующий Евангельский текст (Мф. 22: 15 – 23: 39) был прочитан священником в алтаре после прочтения уставных кафизм. 

Синаксарь (церковное поучение) Великого Вторника предлагает нам следующее назидание: 

«Во святой и Великий Вторник мы вспоминаем притчу о десяти девах, ибо эти притчи Господь, идущий на страдания, входя (Это было на горе Елеон — см. Мф. гл. 21, 22, 25) в Иерусалим, рассказывал Своим ученикам, а иные обращал и к иудеям. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине; потому что Он много говорил им о девстве и о скопцах, да и всегда девство прославляется, ибо это действительно великая (добродетель). Но чтобы кто, подвизаясь в ней, не пренебрегал другими, прежде всего милостыней, которая делает ярким светильник девства, святое Евангелие приводит эту притчу; и называет мудрыми пятерых, приложивших к девству много дорогого елея милостыни, а пятерых — неразумными, ибо хотя и они имели девство, но милостыню — несравненно меньшую. Потому они и неразумные, что, выполнив большее, оставили меньшее, и ничем не отличались от блудниц, ибо были так же побеждены через богатство, как те — через плоть. 

Когда же кончилась ночь сей жизни, задремали все (Мф. 25, 5) девы, то есть умерли, ибо сон означает смерть. И когда они спали, в полночь раздался крик (Мф. 25, 6). Одни, взявшие много елея, вошли с Женихом, когда открылись двери; а неразумные, имеющие недостаточно елея, проснувшись, искали его. Мудрые же хотели дать, но не могли и перед тем как войти сказали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим, то есть к бедным, и купите себе» (Мф. 25, 9), — но бесполезно, ибо после смерти это невозможно, как и в притче о богатом и Лазаре открывает Авраам, говоря: трудно перейти отсюда туда (Ср.: Лк. 16, 26). Однако неразумные, придя непросвещенными, так взывали, стуча в двери: «Господи! Господи! отвори нам» (Мф. 25, 11). Сам же Господь дал им тот страшный ответ, сказав: «Отойдите, не знаю вас» (Мф. 25, 12); ибо как вы могли бы увидеть Жениха, не имея приданого, т. е. милостыни? 

Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и примером Иосифа учат стяжать целомудрие, а пример смоковницы — всегда приносить духовный плод. Ибо, кто делает одно, даже и явно большее, доброе дело, а другими, прежде всего милостыней, пренебрегает, — не входит со Христом в вечное упокоение, но со стыдом возвращается назад. Ибо нет ничего более печального и постыдного, чем девство, побеждаемое пристрастием к имуществу. 

Но, о Жених, Христе, причти нас к мудрым девам, причисли к Твоему избранному стаду и помилуй нас. Аминь». 

Чертог Твой вижу, Спасе мой, 

Он блещет славою Твоею, - 

Но я войти в него не смею, 

Но я одежды не имею, 

Дабы предстать мне пред Тобой. 

О, Светодавче, просвети 

Ты рубище души убогой, 

Я нищим шел земной дорогой: 

Любовью и щедротой многой 

Меня к слугам своим причти… 

П.А. Вяземский.

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Ныне торжествует наш собор…
Ныне торжествует наш собор…

Первый храм

Один из первых храмов на воронежской земле был посвящен особо почитаемому событию новозаветной истории — Благовещению Пресвятой Девы. Располагался он на территории нынешнего главного...


О значении дней Страстной седмицы
О значении дней Страстной седмицы

Страстная седмица (неделя), завершающая период Великого поста, имеет важнейшее значение для духовной жизни христианина. В эти святые дни мы молитвенно воспоминаем и духовно предстоим пред тайной спасительных...


Слово в в Лазареву субботу
Слово в в Лазареву субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно приветствую Вас с субботним днем, именуемым в нашей Святой Православной Церкви Лазаревой субботой.

Мы знаем, что ...


Суббота Акафиста
Суббота Акафиста

В субботу, на пятой седмице Великого поста, в храмах совершается торжественное богослужение, посвященное Пресвятой Богородице. Эта служба называется субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы....


Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную
Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Сегодняшний воскресный день называется Неделей Крестопоклонной. Ею начинается четвертая седмица Великого...


Пасхальная радость
Пасхальная радость

По окончании Пасхальной Великой вечерни воспитанники, родители и преподаватели Воскресной школы собирались в Благовещенском кафедральном соборе, чтобы поздравить митрополита Воронежского и Лискинского...


«Боженькины ручки»
«Боженькины ручки»

1 апреля на великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялся второй отборочный тур детского Пасхального...


Ученики Воскресной школы изготовили пасхальные сувениры
Ученики Воскресной школы изготовили пасхальные сувениры

25 марта после ранней Божественной литургии учащиеся Воскресной школы отправились в Сити-парк, чтобы окунуться в атмосферу приближающегося праздника - Светлого Христова Воскресения!

Мастер-класс...