Божественная литургия в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

8 Ноября 2015
Божественная литургия в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, вмч. Димитрия Солунского архимандрит Сергий (Копылов) совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреподобию сослужили клирики собора.

В нынешний день за евангельским чтением мы слышали притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16: 19-31). Феофилакт Болгарский, начиная толкование притчи, сообщает, что «по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни» и этим объясняется, что богач выступает в притче анонимным лицом, а нищий назван по имени. Факт того, что по смерти душу Лазаря приняли ангелы, Феофилакт объясняет тем, что, находясь у ворот богача, видя как другие наслаждаются, он не роптал, не хулил Бога и не поносил роскошную жизнь богача. По этой причине он попал после смерти на Лоно Авраамово и «разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников». 

Особо Феофилакт рассуждает о пропасти разделяющей грешников и праведников, вступая при этом в полемику с оригенистами: «Пропасть означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген».

Аверкий (Таушев), комментируя данную притчу, пишет, что фраза «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» означает наличие у людей Закона, следуя которому можно избежать попадания в место мучения. Говоря об отказе Авраама послать Лазаря к братьям умершего богача архиепископ Аверкий замечает, что «если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Священном Писании, то всякие другие уверения окажутся также напрасными. Неверующий, пораженный даже необычностью явления умершего, потом всё же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным».

Святитель Феофан Затворник полагает, что «Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину само удостоверительно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни - Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: «авось, как-нибудь пройдет». Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого».

    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в Неделю о слепом
Слово в Неделю о слепом

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о чудесном исцелении слепорождённого.

Об этом великом чуде обстоятельно повествует, только один Евангелист Иоанн. Увидев...


Страсти Христовы
Страсти Христовы

Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...


Ангельский образ
Ангельский образ

«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...


Людям явился Бог
Людям явился Бог

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...


Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней
Апостольское служение: от первых веков христианства до наших дней

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. 70 апостолов...


Родительское собрание в Воскресной школе
Родительское собрание в Воскресной школе

7 сентября в Воскресной школе собора прошло родительское собрание.

Преподаватели и родители собрались в зале собраний Благовещенского собора, чтобы обсудить вопросы и сделать объявления,...


День знаний
День знаний

1 сентября 2019 года впервые за столетнюю историю воронежского медицинского образования торжественная линейка, посвященная началу нового учебного года, состоялась на Адмиралтейской площади.

...


Паломническая поездка Воскресной школы в Задонский монастырь
Паломническая поездка Воскресной школы в Задонский монастырь

2 июня, накануне празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, учащиеся и их родители, преподаватели Воскресной школы Благовещенского собора в сопровождении духовника школы иерея Олега Шурупова,...