Богослужение в день памяти Крещения Руси

28 Июля 2017
Богослужение в день памяти Крещения Руси

В день празднования памяти равноапостольного великого князя Владимира в Благовещенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.

Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск.

Отцу Роману сослужило духовенство собора.

Святой князь Владимир был внук святой равноапостольной Ольги (+969; память 11/24 июля), сын Святосла­ва (+972). Мать его Малуша (+1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Ма­лом, князем древ­лянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его Добрыню и Малушу взяла с собой. Добрыня вырос храбрым, умелым воином, обладал государственным умом, был впос­ледствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни, с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжества, отправила Малушу на свою родину, в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

Став единодержавным князем Руси, Владимир осуществил несколько военных удачных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и ради­мичей, победил камских болгар, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

В 986 году, по данным летописи, «пришли болгары магометанской веры... потом пришли иноземцы из Рима... пришли хазарские евреи... затем прислали греки к Владимиру...» И все проповедали свое. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

«Затем прислали греки к Владимиру философа», — сообщает «Повесть вре­менных лет» и передает обширную проповедь этого философа. Беседа Владимира с фило­софом сводится к самому важному и главному — к вопросу о Боговоплощении. — «Зачем же сошел Бог на землю и принял страдание?» Ответил же философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала...» Владимир же сказал: «Рад послушать». И начал философ говорить так: «Вначале, в первый день, сотворил Бог небо и землю...» Сочинение настолько стройно, последовательно, глубоко и в то же время просто раскрывает основные события Священной истории и некоторые вероучительные истины, что сохраняет свое богословское значение и по сей день. Князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руко­водите­лем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премуд­рости Божией они созер­цали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров. «Поставили их на лучшем месте, показав им церковную красо­ту, пение и службу архиерейскую, предстояние диа­конов и рассказав им о служе­нии Богу своему», то есть пояснив общий смысл богослужебной символики. «Не знали, на небе или на земле мы, — рас­сказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пре­бывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

Так было принято историческое государственное решение о крещении Руси.



    Фоторепортаж

Возврат к списку


Рождественский пост
Рождественский пост

Рождественский пост — один из четырех многодневных постов церковного года. Его еще именуют Филипповым — по той причине, что заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа.

...


Святитель Иоанн Златоуст – великий Вселенский учитель
Святитель Иоанн Златоуст – великий Вселенский учитель

Святой Иоанн Златоуст – один из трех святителей, которых Церковь почитает Вселенскими учителями. Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий – это, прежде...


Церковь Ангельская
Церковь Ангельская

В жизни христианина важнейшее значение имеет Церковь. Слово «Церковь» в Священном Писании, в творениях святых отцов употребляется в различных значениях. Митрополит Московский Макарий - известный русский...


Церковь Русскую утвердившие
Церковь Русскую утвердившие

«Верую… во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь» – поем мы в храме за каждой Божественной литургией. Церковь называется соборной, потому что мы все составляем во главе со Христом Спасителем,...


Слово в Неделю о слепом
Слово в Неделю о слепом

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о чудесном исцелении слепорождённого.

Об этом великом чуде обстоятельно повествует, только один Евангелист Иоанн. Увидев...


Святыни земли Воронежской
Святыни земли Воронежской

24 ноября, после ранней Божественной литургии, за которой воспитанники, родители и преподаватели Воскресной школы помолившись, причастились Святых Христовых Тайн, всех ожидала интересная экскурсия....


Святыни Золотого кольца
Святыни Золотого кольца

2 ноября воспитанники Воскресной школы в сопровождении духовника иерея Олега Шурупова, отправились поклониться древним святыням Ростова Великого, Ярославля, Костромы.

Паломники посетили музей...


В рамках духовно-просветительских мероприятий «Покровской ярмарки» состоялся показ спектакля «Похождения Чичикова» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В рамках духовно-просветительских мероприятий «Покровской ярмарки» состоялся показ спектакля «Похождения Чичикова» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1 апреля 2019 года исполнилось  210 лет со дня рождения великого классика русской литературы – Николая Васильевича Гоголя.

13 октября, в рамках духовно-просветительского...