Архиерейское богослужение накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

26 Сентября 2016
Архиерейское богослужение накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе.

Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.

Перед богослужением Крест, украшенный венком из живых цветов, при пении тропаря и кондака праздника был перенесен на Престол, где находился до момента изнесения его на середину храма.

За всенощным бдением была совершена лития - усердное моление с призыванием многочисленных святых угодников Божиих о мире всего мира, благостоянии Церкви Божией, о Святейшем Патриархе и Правящем Архиерее, о богохранимой стране нашей, властях и воинстве, о болящих, плененных, путешествующих и о всем народе.

В стихирах и канонах богослужения говорилось о духовном значении праздника:

- о том, что страдания Иисуса Христа "умертвили умертвившего нас", т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей;

- что "яд змия", принесшего смерть, был смыт кровью Иисуса Христа;

- что крест был прообразован в Ветхом Завете крестообразно сложенными руками патриарха Иакова (благословившего сыновей Иосифа) и руками Моисея (молившегося во время сражения евреев с амаликитянами);

- что в день Воздвижения Креста исполнилось пророчество Царя Давида о поклонении подножию пречистых ног Спасителя, и в этот день одинаково торжествуют и ангелы, и люди, демоны же трепещут;

- что Крест является укреплением страждущих, похвалою верных, ободрением Апостолов, заступлением праведных и возрождением грешников;

- что вследствие такого значения Креста и праздника молящиеся должны облобызать Крест Господень со страхом и радостью: со страхом - от глубокого сознания своего недостоинства, а с радостью - оттого, что Крестом нам даровано спасение.

Полиелей был совершен в алтаре - у Креста, пред которым было воспето величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия".

Во время пения великого славословия митрополит Сергий в полном облачении трижды, в предхождении диаконов, совершил каждение святого престола, на котором возлежал святой Крест. При пении заключительного Трисвятого Архипастырь, взяв крест и возложив его на главу, в сопровождении сослужащего духовенства исшел из алтаря северными дверьми - с предшествующими диаконами со свечами и кадилами - совершая крестный ход внутри храма до Царских врат, под пение погребальным напевом Трисвятой песни: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас".

После обхождения всего храма, перед Царскими вратами Архиерей возгласил: "Премудрость, прости". Хоры торжественным напевом воспели тропарь праздника: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".

Сопровождаемый духовенством, Владыка Сергий, держа Крест на своей главе, возшел на кафедру, установленную посреди храма. Начался Чин Воздвижения.

Церковный Устав так описывает его совершение: "Предстоятель - митрополит Сергий - держа Крест, украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится протодиакон, держа в левой руке свечу, а в правой - кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех:

"Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси". Певцы поют сто раз: "Господи, помилуй". В начале пения "Господи, помилуй" Архипастырь трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, "на пядь от земли". При пении второй половины сотницы Крест медленно поднимается. При пении в 97-й раз "Господи, помилуй" Архиерей выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток. Владыке помогают держать Крест остальные священнослужители, тем самым соучаствуя в чине Воздвижения. При совершении этих действий на Крест возливается благовонный маслянистый состав, который собирается на подносы, заполненные лепестками роз.

Таким же порядком Крестом освящаются все четыре стороны света. Архипастырь обращается лицом на запад. Другой протодиакон, стоя перед Крестом, возглашает: "Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла и Господина нашего Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси". Совершается второе воздвижение, как и первое, но на запад.

Третье воздвижение - лицом к югу. Диакон возглашает: "Еще молимся о Богохранимей стране Российстей, о властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Четвертое воздвижение - на север. Диакон возглашает: "Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".

И в пятый раз Архиерей вновь поворачивается лицом к востоку и снова совершает воздвижение Креста. Протодиакон возглашает: "Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси".

Этот чин Воздвижения символизирует собой, во-первых, воспоминание того исторического события, когда царица Елена – мать императора Константина Великого обрела сокрытый некогда в земле Крест и Патриарх вместе с ней многократно поднимали его ввысь, насколько было возможно, чтобы весь собравшийся народ мог видеть и поклонится этому Святому Кресту, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Народ перед Крестом вставал на колени и пел "Господи помилуй". (Поэтому Крест вначале опускается вниз, напоминая о сокрытии его в земле, а затем воздвизается).

Второе значение чина Воздвижения заключается в том, что когда священник поднимает Крест вверх, а затем медленно при пении "Господи помилуй" опускает его вниз, а затем снова поднимает вверх – это символически показывает нам то, что Господь сошел с Небес на землю, взял на Себя грехи людей, стал новым Адамом, исцелил в Себе ветхого человека и затем вознесся на Небо.

После всего этого Архипастырь с Крестом сошел с кафедры и, возложив его на специально приготовленный аналой в центре храма, совершил каждение Креста при многократном пении тропаря "Спаси, Господи, люди Твоя...". Затем, стоя перед Крестом, священнослужители совершили троекратное поклонение Кресту при пении умилительным напевом особого песнопения: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святой воскресение Твое славим".

С глубоким молитвенным чувством все молящиеся в храме от полноты сердца "едиными усты" многократно повторяли эту краткую, но содержащую так много смысла церковную песнь. Этот тропарь подчеркивает неразрывную связь крестных страданий Спасителя и Его воскресения - победы над смертью.

По совершении поклонения Кресту митрополит Сергий помазал духовенство и молящихся освященным елеем. Также помазание многочисленных прихожан совершали клирики кафедрального собора.





    Фоторепортаж

Возврат к списку


Слово в Неделю о Страшном суде
Слово в Неделю о Страшном суде

Совсем недавно мы встречали родившегося в мир Богомладенца Христа, прославляли Его чудесное Воплощение. Видели Его, гонимого Иродом, бегущим вместе со святыми Своими родителями в Египет. Недавно мы...


О подготовительных неделях к Великому посту
О подготовительных неделях к Великому посту

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста,...


Православие и молодежь
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами...


Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника
Жизнь и наследие великого духовного писателя – свт. Феофана Затворника

  В каждый период исторического существования христианской Церкви выдвигались личности, которые являлись яркими носителями и выразителями высоких духовных идей и стремлений. К их авторитетному...


Слово на праздник Обрезания Господня
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел...


Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги в Воскресной школе Благовещенского собора
Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги в Воскресной школе Благовещенского собора

15 марта 2020 года, в зале собраний Благовещенского кафедрального собора прошла традиционная интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», посвященная Дню православной книги. В этот раз викторина...


Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»
Детская Божественная литургия и квест для детей «Тайна Петровских кораблей»

26 января в Трехсвятительском храме Благовещенского кафедрального собора была совершена ранняя Божественная литургия.

Богослужение, в сослужении диакона Сергия Калиниченко совершил иерей Илия...


Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»
Детский театральный Рождественский фестиваль «Серебряная метель»

12 января, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, во Дворце творчества детей и юношества в рамках Рождественских мероприятий выставки-ярмарки «Рождественское чудо», прошел...